Методические рекомендации для научно-педагогических работников по разработке рабочих программ дисциплин (модулей), практик и ФОС
Рабочая программа дисциплины (практики) (далее - РПУД) должна отражать реальное содержание деятельности в рамках данной учебной дисциплины по определенному учебному плану в определенный период.
Рабочая программа – это вид учебно-методической документации, в которой должны четко разграничиваться требуется и рекомендуется. При таком подходе важно быть максимально корректными в формулировках.
В рабочих программах не использовать слово студент – только обучающийся.
Для ДОП использовать – слушатель или обучающийся.
Главное – это принцип целесообразности и разумности. Поэтому просим обратить особое внимание на наиболее уязвимые разделы: 1.2 (связан с периодом обучения, а для ДОП – с требованиями, предъявляемыми к поступающим); 1.4 (не должен противоречить 2.1.1); 3.1.1 (указания – то есть как построена, организована дисциплина); 3.1.2 (методическое обеспечение – то есть на какой методический материал опираемся); 3.1.4 (проверка компетенций дисциплины должна соответствовать перечню компетенций в 1.3).
|
|
Фонд оценочных средств по дисциплине (практике) интегрирован в текст рабочей программы учебной дисциплины (практики).
ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ ПО ПУНКТАМ
Цели и задачи учебных занятий
Основной целью учебной дисциплины является… Материал дисциплины знакомит с …, предоставляет возможность ….Поставленные цели достигаются путём решения следующих задач:
Особое внимание в содержании дисциплины уделяется… В содержании курса отводится место…
Рекомендуемый объем аннотации: 0,5 страницы – Times, 12 кегель, через один интервал (25-30 строк, 180-250 слов, 1800-2000 знаков с пробелами).
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Это раздел о том, что уже должен обучающийся до начала занятий по дисциплине и что важно для успешного освоения программы дисциплины. Задачи раздела: учесть межпредметные связи, обозначить характер формирования предпосылочных знаний по дисциплине (что уже должен знать, чтобы успешно освоить данную дисциплину).
Для дисциплин 1 семестра обучения в магистратуре или бакалавриате использовать только формулировку «В соответствии с порядком приема на основные образовательные программы магистратуры / бакалавриата по направлению «Журналистика» или «Реклама и связи с общественностью»».
Для дисциплин 2-4 семестров обучения в магистратуре или 2-8 семестров обучения в бакалавриате (2-10 на очно-заочной форме) – можно перечислить названия дисциплин, которые должны быть изучены до начала освоения дисциплины, или изучаются параллельно с ней, а также необходимые результаты освоения этих дисциплин, на которые придется опираться при освоении дисциплины. Указывать дисциплины можно только в рамках учебного плана, в который входит дисциплина.
|
|
Можно дать общую информацию о том, какую предварительную подготовку / осведомленность должен иметь обучающийся для возможности успешного освоения данной дисциплины (по научным или тематическим направлениям) – но опять с опорой на дисциплины предыдущих или текущего семестров обучения в рамках данного магистерского профиля.
Например, Преподавание дисциплин базируется на знаниях по …; Для успешного освоения дисциплины магистрант должен освоить программу … и под.
Для дисциплин ДОП использовать только формулировку «Не предусмотрено».
Если одно из требований, предъявляемых к потенциальным слушателям, – наличие высшего образования, то есть это написано в объявлении для подающих документы на ДОП и без высшего образования обучение по программе невозможно (или – при особых требованиях – ученой степени), то в пререквизитах именно это и надо указать.
Если в пререквизитах указана необходимость определенного уровня технической подготовки, то предполагается, что этот уровень владения техникой как-то проверяется при наборе групп на ДОП.
Решение о заполнении п. 1.2 принимает руководитель программы и информирует об этом членов творческо-педагогического коллектива.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Содержание раздела
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
Уметь:
Владеть:
Варианты формулировок: знать основную …, уметь решать типичные …, владеть базовыми навыками в решении … и пр.
Изучение дисциплины предполагает освоение следующих компетенций (указывается перечень компетенций дисциплины в соответствии с учебным планом):
…………….
Результаты освоения дисциплины соответствуют трудовым функциям профессиональных стандартов:….. ….
Указанные профессиональные стандарты должны соответствовать перечню стандартов из характеристики образовательной программы.
Утвержденные характеристики ООП выложены в Blackboard по адресу:
Content Collection – Содержимое учреждения – Образование – Бакалавриат/Магистратура/Аспирантура – Название ООП – Год набора на ООП – Файл характеристики
Указываются название и регистрационный номер профессионального стандарта (или стандартов). Рекомендуется использовать формулировки профессиональных стандартов по описанию трудовых функций.
Трудовые функции:…. ……
Если профессиональных стандартов несколько, абзац повторятся. Если профессиональные стандарты отсутствуют, абзац удаляется.
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Варианты:
Виды лекций:
1) проблемные,
2) лекция-беседа,
3) лекция-дискуссия,
4) лекция-презентация,
5) лекция-пресс-конференция,
6) лекция-конференция,
7) лекция бинарная,
8) лекция-визуализация,
9) лекция с разбором конкретных ситуаций,
10) лекция-консультация,
11) видеолекция,
12) мультимедиа-лекция….
Виды семинаров и практических занятий:
1) традиционное занятие,
2) беседа,
3) конференция,
4) дискуссия,
5) проблемный семинар,
6) деловая игра,
7) семинар-взаимообучения,
8) кейс-семинар,
9) коллоквиум….
Активные формы учебных занятий – лекции, практические и семинарские занятия. Из предложенного открытого списка можно выбрать то, что соответствует содержанию дисциплины и практике проведения занятий данным преподавателем.
Содержание раздела не должно противоречить сведениям, указанным в таблице 2.1.1 (виды занятий и количество лекций, семинаров или практических занятий).
|
|
Нельзя перечислять виды лекций, если на лекции не выделены часы.
Нельзя перечислять видов лекций больше, чем количество лекционных пар (то же в отношении практических или семинарских занятий).
Нельзя перечислять виды практических занятий, если в 2.1.1 указаны семинары.