Тема 4.4. Монологическое деловое общение. Устное публичное выступление

Вопросы для рассмотрения:

1. Требования к публичной речи.

2. Классификация речей.

3. Выступление с публичной речью.

4. Подготовка публичной речи.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Назовите и прокомментируйте требования к публичной речи.

2. Какие советы начинающим ораторам дает Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать»?

3. Что Вам известно о классификации речей?

4. Какие факторы нужно учесть при подготовке к выступлению с публичной речью?

5. Перечислите этапы подготовки публичной речи.

6. Из каких частей должно состоять выступление?

7. Назовите цели основной части выступления.

8. Расскажите о возможных способах изложения материала.

9. Какова специфика вступительной и заключительной части текста выступления?

Литература

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1998. – 319 с.

2. Диденко С. А. Деловые бумаги и особенности делового общения /

С. А. Диденко, Л. В. Диденко. – М., Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 127 с.

3. Казарцева О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учеб. пособ. / О. М. Казарцева. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 495 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 313 с.

5. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособ. / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 271 с.

 

Семинарское занятие

Тема 4.5. Письменная деловая речь

Вопросы для рассмотрения:

1. Деловая документация.

2. Деловое письмо. Виды деловых писем.

3. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

4. Современные рекомендации по составлению деловых документов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к служебной информации?

2. Что представляет собой документирование?

3. Назовите общие  и специальные функции документа.

4. Какие документы относят к личным?

5. Что представляют собой клишированные формы?

6. Расскажите о структуре и содержании распорядительного документа.

7. Какие документы относят к административно-организационным?

8. Какие документы относят к информационно-справочным?

9. Что представляет собой деловое письмо? Назовите виды деловых писем.

10.Охарактеризуйте композицию и речевые формулы делового письма.

11. Что является главной особенностью русской официально-деловой письменной речи?

12. Чем отличаются западная и американская школы делового письма от русской?

13. Каковы современные рекомендации по составлению деловых документов?

Литература

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1998. – 319 с.

2. Диденко С. А. Деловые бумаги и особенности делового общения /

С. А. Диденко, Л. В. Диденко. – М., Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 127 с.

3. Казарцева О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учеб. пособ. / О. М. Казарцева. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 495 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 313 с.

5. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособ. / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 271 с.

 

Индивидуальные задания

Темы для написания рефератов

1. Многозначность термина «культура речи». Аспекты культуры речи и значение коммуникативной компетенции.

2. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из родственных славянских и неславянских языков.

3.   Социальные варианты русского языка.

4. Особенности и классификация  норм русского литературного языка.

5. Языковые средства устной и письменной речи.

6. Принципы русской орфографии.

7. Основы русской пунктуации.

8.    Словарь – феномен и продукт национальной культуры.

9. Теоретические основы лексикографии.

10. Классификация словарей.

11. Однозначность и многозначность как свойства слова.

12. Синонимические средства языка.

13. Интенсивность процесса заимствования иноязычных слов. Пласт  интернационализмов. Фонд греческих и латинских корней.

14. Паронимы, их роль в речи. Виды паронимов.  

15. Антонимия как языковое средство.

16. Тропы как средства образной речи, их виды.

17. Фигуры как средства образной речи, их виды.

18. Лексические группы слов. Омонимы. Омофония.

19. Лексические группы слов.  Архаизмы, историзмы.

20. Лексические группы слов.    Неологизмы.

21. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления.

22. Использование  в речи фразеологизмов. Приёмы авторского преобразования фразеологизма.

23. Стилистическое расслоение русской лексики.

24. Основы стилистического синтаксиса.

25. Речевой этикет, его назначение и формулы.

26. Основные тактики общения.

27. Общие принципы коммуникации.

28. Особенности  диалогического делового общения.

29. Особенности подготовки публичной речи.

30. Основы современной письменной деловой речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: