Раздел II. Гребля и управление шлюпкой на вёслах

Нормы эксплуатации

 

      Одно из главных условий безопасности плавания — строгое соблюдение норм эксплуатации — мореходности и пассажировместимости (грузоподъемности), определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.
      На баркасах и катерах, идущих на веслах или буксире в районах закрытых рейдов и гаваней при ветре до 5 баллов, допускается перевозить:
на баркасах — не более 5 человек на одно весло; В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг и не имеют валька.   Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.
на катерах — не более 5 человек на одну банку.

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.
      При перевозках людей на баркасах и катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое.
       






Подгонка вёсел

 

Для подгонки комплект вёсел укладывают на палубу корабля (на берегу — на землю) так, чтобы срезы рукоятей оказались на одной прямой линии. Самые длинные вёсла отбирают для средней банки, самые короткие — для баковой, оставшиеся — для загребной банки и в качестве запасных.

Затем вёсла вставляют в соответствующие уключины и располагают по траверзу. Расстояние между рукоятями парных весел должно быть около 10—15 см, излишки обрезаются. Поверхность рукояти тщательно обрабатывается стеклом и наждачной бумагой.

Чтобы гребцы легко находили свои вёсла, на вальках наносят кольца: для правого борта зеленой краской, для левого — красной. На вёслах загребной банки наносят по одному кольцу, средней банки — по два и баковой — по три кольца. Ширина колец и расстояние между ними — 10 мм. Первое кольцо наносят на расстоянии 10 мм от ближнего к веретену среза валька. На запасных вёслах кольца не наносятся.

После подгонки весел по длине их уравновешивают путем заливки расплавленного свинца в просверленные на вальке отверстия. Свинец заливается так, чтобы при гребле он находился в нижней части валька, иначе весло будет выворачиваться. Правильно подогнанное весло, вложенное в уключину (на середину кожаной обшивки), должно иметь некоторый перевес к воде и принимать горизонтальное положение при подвеске к середине рукоятки груза в 4 кг (что приблизительно соответствует весу положенных на валек рук).

Упорки для ног подгоняют после того, как гребцы распределены по банкам. Упорки должны находиться от банки на таком расстоянии, чтобы у гребца, сидящего нормально на банке, ноги, поставленные на упорку, были несколько согнуты в коленях. При отвале назад ноги гребца должны быть прямыми, на одной линии с корпусом тела. При правильной установке упорок сила гребца возрастает, так как вместе с руками в работе участвуют мышцы живота и ног.

Чтобы гребцы не падали назад, к упоркам для одной из ног (той, что ближе к диаметральной плоскости шлюпки) приделывают парусиновые стропки. Нога на полступни должна входить в стропку.

Уключины должны быть подогнаны по гнёздам, не шататься при гребле и быстро выниматься из гнезд. Веретено весла должно свободно вставляться и выниматься из уключины. Сработанные уключины и подуключины заменяются новыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: