Посадка команды в шлюпку и обязанности гребцов

 

Перед посадкой в шлюпку гребцы распределяются по банкам. Правильное распределение гребцов позволяет лучше использовать их физическую подготовку. На загребную банку отбираются наиболее сильные гребцы, на баковую — наиболее ловкие и проворные. Если в команде есть гребцы с развитой левой рукой, они назначаются на левый борт.

Гребцам правого борта присваиваются нечетные номера: 1, 3, 5; гребцам левого борта — четные: 2, 4, 6 (счет идет от загребной банки). Гребцы могут также именоваться по банкам, на которых они сидят: загребные, средние, баковые — с добавлением наименования борта, например правый загребной, левый баковый и т. д.

Посадка в шлюпку производится организованно.

По команде «Гребцы в шлюпку» гребцы бегом направляются к шлюпке и занимают свои места. При посадке соблюдается следующий порядок:

1. если шлюпка стоит носом к берегу или находится под выстрелом, первым входит на шлюпку старшина, а затем остальные гребцы по порядку номеров;

2. если шлюпка стоит кормой к берегу, первым входит шестой номер, затем пятый и т. д., старшина входит после гребцов;

3. если шлюпка стоит бортом к пирсу, гребцы обоих бортов входят в шлюпку одновременно, при этом гребцы правого борта садятся вслед за баковым с кормы, а гребцы левого борта вслед за загребным — с носа (продвигаясь соответственно вдоль правого и левого бортов), старшина садится после гребцов.

При движении на вёслах старшина (С) сидит на книце с правого борта, держа ноги между заспинной и транцевой досками. Командир шлюпки (К) занимает свое место на кормовом сиденье с левого борта последним. Выход из шлюпки производится в обратном порядке по команде «Гребцам выйти из шлюпки».

После посадки гребцы проверяют подгонку упорок и стропок для ног, наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки и очищают, штерты уключин. Загребные, становясь коленями на кормовое сиденье, навешивают руль на стержень. Правый загребной переносит короткий отпорный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в нос. Левый баковый переносит длинный крюк с борта на рангоут и кладет его крюком в корму. Баковые и загребные после отдачи фалиней укладывают их в бухту: первые — на носовом решетчатом люке, вторые — между транцевой и заспинной досками.

Старшина шлюпки вставляет изогнутый румпель, ставит кормовой флаг, проверяет наличие на штатных местах предметов снабжения шлюпки, при входе на шлюпку офицера подает команду «Смирно» и отдает честь, прикладывая руку к головному убору.

Гребцы по команде «Смирно» сидят на своих местах лицом в корму, корпус прямой, ноги согнуты в коленях. Исходное положение для гребли — лопасть развернута параллельно поверхности воды.

 

Находясь в шлюпке, гребцы обязаны соблюдать следующие правила поведения:

1. при посадке и высадке не ходить по банкам;

2. не входить на шлюпку в грязной обуви;

3. при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;

4. не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;

5. следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;

6. не разговаривать, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;

7. соблюдать установленную форму одежды;

8. не переговариваться с проходящими мимо шлюпками;

9. не перемещаться в шлюпке без разрешения;

10. не купаться с борта шлюпки;

11. курить только с разрешения старшины шлюпки; при нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.

Техника гребли

 

Перед греблей гребцы должны принять исходное положение. Правильная посадка гребцов облегчает освоение техники гребли и дает возможность наиболее полно использовать их физические способности.

Исходное положение принимается по команде «Вёсла». Гребцы сидят на банке прямо, занимая 3/4 ее ширины. Чуть согнутые ноги упираются в подогнанные упорки, кисти согнутых в локтях рук находятся на вёсле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

 

На рисунке справа показан разворот лопасти весла при гребле: 1 — исходное положение (по команде «Вёсла»); 2 — начало разворота от себя; 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду; 4 — на траверзе; 5 — в момент выноса из воды; 6 — при заносе. Гребок можно разделить на четыре фазы:

· занос лопасти вёсла к носу шлюпки (1, 2);

· ввод лопасти в воду (3);

· проводка лопасти в воде (4);

· вынос лопасти из воды (5, 6).

Занос лопасти весла.

Чтобы уменьшить сопротивление воздуха и не задеть за волну, лопасть разворачивают параллельно поверхности воды и удерживают на уровне планширя. Корпус гребца наклоняется вперед, колени сгибаются, руки выпрямляются, голова поднимается и поворачивается в сторону лопасти. В конце заноса движением кистей рук от себя лопасть разворачивают так, чтобы передняя кромка лопасти, пройдя через верхнее положение, оказалась несколько наклоненной в сторону кормы.

Ввод лопасти в воду. Правильное погружение лопасти в воду имеет очень большое значение. Лопасть вводится в воду быстро и энергично, но без удара. Наклон верхней кромки к корме на угол 30—45° помогает удержать лопасть на необходимой глубине. Если лопасть вводить в воду вертикально или с разворотом верхней кромки к носу, то она может чрезмерно углубиться, вывернуться в воде в горизонтальное положение и, проскользнув под лопасти других весел, сбить темп гребли.

Большое значение имеет также глубина погружения лопасти в воду. На первый взгляд кажется, что наиболее эффективно весло работает, когда вся лопасть находится в воде. Однако это не так. Лопасть делается несколько длиннее с расчетом на волнение моря, когда управлять положением весла становится труднее. На спокойной воде лопасть нужно погружать в воду на 1/2-2/3 ее длины. При полном погружении гребец вынужден прилагать большее усилие на проводку, в результате чего быстрее устает. При меньшем погружении уменьшается рабочая площадь лопасти, и весло будет работать неэффективно.

При движении по ветру лопасть погружается меньше, чем против ветра.

Проводка лопасти в воде. Во время проводки шлюпке дается поступательное движение вперед. Поэтому проводка является главной фазой гребка и должна выполняться от начала и до конца с максимальным усилием.

Начиная проводку, гребец должен сильно упереться ногами в упорку и тянуть весло всем корпусом на прямых руках. Основная работа при проводке выполняется мышцами ног и спины. Выпрямленные руки лишь передают на весло усилие, развиваемое за счет движения корпуса.

Рукоять вёсла при проводке обхватывается четырьмя пальцами сверху и одним (большим) — снизу. Захват рукояти ладонью совершенно недопустим, так как при заносе вёсла кожа ладони собирается в складки и легко может быть стерта.

Большое значение имеет одновременность начала и конца проводки гребцами обоих бортов. При неодновременных гребках шлюпка начинает раскачиваться и рыскать, что затрудняет работу гребцов, понижает управляемость и скорость движения шлюпки. Одновременность гребли достигается:

1. равнением гребцов по загребным (левого загребного — по правому);

2. выполнением команд (подсчета) старшину шлюпки;

3. тщательной тренировкой гребцов.

Вынос лопасти из воды. Для выноса лопасти из воды в конце проводки нужно закончить движение туловища назад, с силой подтянуть рукоятку вёсла к туловищу и резким движением рук вниз вынести лопасть из воды. В момент выноса весло разворачивается на себя и лопасть оказывается в горизонтальном положении верхней кромкой к носу. Начинать разворот лопасти в воде не следует, так как в этом случае возможно ее произвольное заглубление.

Все четыре фазы гребка должны следовать одна за другой непрерывно без пауз, составляя полный замкнутый цикл.

Во время гребли важное значение имеет правильное дыхание. При заносе вёсла нужно делать глубокий вдох через нос, во время проводки—медленный выдох через рот. Темп гребли задается в зависимости от уровня технической и физической подготовки гребцов. Для шестивесельного яла нормальный темп гребли 20—25 гребков в минуту.

Техника гребли при ветре и волнении имеет свои особенности. При движении по ветру проводка должна быть очень сильной и резкой, а занос медленным и плавным. Лопасти при заносе не разворачиваются. При движении против ветра и волны шлюпка теряет ход сразу после гребка, поэтому занос весел должен выполняться быстрее, а проводка — медленнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: