Запас наличного знания в каждый отдельный момент моей сознательной жизни никак не является связным или гомогенным. Его элементы не являются ни последовательными, ни необходимо связанными друг с другом. Они организованы в различные уровни правдоподобия (piqanТj) от уверенности в
определенности через различные степени модальности мнения, включая слепые верования, воплощенные в суждениях типа: «пусть все остается, как есть». Следовательно, с точки зрения наших целей знание означает не только ясное, отчетливое и хорошо сформулированное понимание, но также и все формы мнений и допущений73, относящихся к само собой разумеющемуся. В настоящее время мы ограничимся рассмотрением того, что гетерогенный характер различных элементов нашего запаса знания можно объяснить различными процессами, в которых они образуются. Лишь немногие из этих элементов гарантированы процессом, который Карнеад назвал обзором (periodeusis), и еще меньше – те, что он назвал разбором (diexodos).
Некоторые из этих элементов считаются вероятными потому, что наше первое восприятие определенного объекта не было проблематизировано или подвергнуто сомнению последующими восприятиями как того же самого объекта, так и его взаимоотношениями с другими. Другие восприятия (или их объекты) были проблематизированы и привели к ситуации сомнения, но этот процесс вопрошания или сомнения (процесс periodeuein) не привел к какому-либо решению, к принятию одной из проблематичных альтернатив, а возможно, даже и к установлению подлинно проблематичной альтернативы. Этот процесс по той или иной причине прервался – проблемный объект исчез или был поглощен другим, или в результате сдвига господствующей системы релевантности я утратил «интерес» к продолжению исследования.
В отношении же других элементов я могу присоединиться к diexodos: подлинные альтернативы, происходящие из ситуации сомнения, «представлены к выбору», причем каждая из них имеет собственную весомость. Я пришел к решению, сделав ставку на одну из них. Но термин «альтернатива», пока выбор не сделан, не является равно приложимым к любой из возможностей. Процесс выбора «отбрасывает», «аннигилирует» то, что отвергнуто, или, по крайней мере, отодвигает. Избранное, однако, трансформируется самим актом выбора в убеждение о его возможности, которую я склонен рассматривать как обоснованную, хотя и «до последующего уведомления».
Описанное выше, очевидно, представляет собой то, что Э. Гуссерль назвал эмпирической достоверностью, которая, в его понимании, является таковой, пока не доказано обратное или до последующего уведомления74. Во всех остальных случа-
296
297
ях, в которых разбор (diexodos) не завершен, моя вера в правдоподобность достигнутого знания имеет характер не эмпирической достоверности, но лишь эмпирической вероятности или эмпирической возможности. И эта вероятность или возможность имеет множество степеней: моя вера, таким образом, является не обоснованным убеждением, но всего лишь мнением, допущением, доверием или (используя термин Сантаяны), лишь животной верой. Возможно, она вообще не имеет оснований, и ей присущ смысл, выраженный в таких высказываниях: «насколько я знаю», «есть основание верить», «это предмет дальнейшего исследования», «таково мое впечатление», «я полагаю» или даже «меня не волнует, что это такое».
Таким образом, различные степени правдоподобия элементов нашего запаса наличного знания возникают в истории процессов, в которых они образуются, т.е. в процессах осаждения (sedimentation) знания.