Понятие эффективной коммуникации

Эффективная коммуникация строиться на уважении к собеседнику, на умении слушать его, услышать и понять его слова, на умении чувствовать его психологический настрой. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. На умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. На умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Смысл слов и предложений передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонацию, тон, громкость, тембр голоса, внешний вид, жестикуляцию, мимику - с помощью невербального.

5) Контакт с аудиторией – важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Контакт с аудиторией необходим: а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом;

б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Зрительный контакт – это м ощное средство контакта с аудиторией. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении); 2) интрига (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…); 3) зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда); 4) небольшие отступления от темы.

6) Правила взаимодействия с аудиторией:

1) разностороннее владение темой (достигается сбором информации из разных взаимодополняющих источников и уверенное ее воспроизведение);

2) понятное и интересное изложение (достигается с помощью дидактических принципов);

3) ясные и красноречивые ответы на вопросы (большинство из них готовится заранее);

4) использование специальных приемов риторики и красноречия;

5) умение и желание работать с аудиторией.

7) Основные требования к публичному выступлению:

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, четкой и понятной для слушателей, подготовлена заранее, отрепетирована и хорошо выучена, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Дейл Карнеги говорил: «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: