Общая характеристика административного права как отрасли российского права

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля.

Административное право это прежде всего государственно-управленческое право как публичная отрасль, так как объектом регулирования его норм и правил являются управленческие отношения, возникающие между властными и подвластными субъектами права.

Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Публичные отношения - это отношения между представителем государственной власти и человеком: их содержанием является публичный интерес, интерес государственной власти.

Особенность публичного отношения состоит в том, что здесь одним из участников отношения выступает государственная власть. Это постоянный партнер человека в публичных отношениях.

Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего общества);

Частное право охраняет интересы отдельных лиц.

В связи с этим публичное право включает в себя отрасли, связанные с правовым механизмом организации и функционирования самого государства и его органов:

-конституционное (государственное) право,

-административное право,

-уголовное право,

-финансовое право,

-процессуальное право,

-судоустройство,

-международное публичное право.

Каждая отрасль имеет специфический объект и методы правового регулирования, а также особую структуру нормативного материала, изучаемого в рамках этой отрасли права.

Нормами публичного права регулируются основы:

- государственного устройства;

-функционирование государства и его институтов;

-институты гражданского общества;

-система и органы местного самоуправления;

-правотворческий и правоприменительный процесс;

-судебная система;

- международные отношения.

Изучение административного права как отрасли публичного права предполагает:

- анализ и исследование ее сущности,

-специальных правовых норм,

-правотворчества и применения правовых норм, которые обеспечивают удовлетворение публичных интересов, регулируют деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, а также определяют взаимоотношения государственных органов и граждан.

Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством Российской Федерации на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Черты административного права:

-административные отношения носят публично-правовой характер;

-тесно связано с регламентацией государственного управления;

- нормы связаны, прежде всего, со сферой реализации полномочий органами исполнительной власти;

- нормы представляют собой сложную систему, направленную на регламентацию широкого круга правоотношений.

Таким образом, административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

   Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

 

Характеристика любой отрасли связана с выделением специфических предмета и метода правового регулирования.

Предмет административного права - широкий круг общественных отношений возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, административного судопроизводства

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

1. По субъектному признаку между субъектамиисполнительной власти и:

• соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

• не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

•   исполнительными органами местного самоуправления;

•    общественными объединениями;

•    государственными служащими;

• гражданами;

• иными субъектами.

2. По признаку государственно-территориального устройства между:

• центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

• органами исполнительной власти субъектов Федерации;

• органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

3. В зависимости от направления воздействия:

• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Анализируя предмет административного права, можно выделить три основных группы отношений, регулируемых административно-правовыми нормами:

- отношения, связанные с закреплением системы органов исполнительной власти, организацией системы государственной службы, регламентирующие формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти между собой. Примером могут служить отношения, возникающие в процессе создания, ликвидации, реорганизации таможенных органов, в процессе поступления и увольнения со службы в таможенных органах;

-отношения, возникающие между коллективными и индивидуальными субъектами и органами исполнительной власти в процессе реализации последними своих полномочий. В качестве примера можно привести отношения, возникающие в области таможенного контроля между таможенными органами и участниками ВЭД;

- отношения, возникающие в процессе административного судопроизводства. Например: в процессе привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил в соответствии с гл.16 КоАП РФ.

  Для характеристики административного права как отрасли необходимо выделить метод правового регулирования.

   Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Административное право, регулируя общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, использует два метода: императивный и диспозитивный, однако основным методом административно-правового регулирования является все-таки импера-тивный, так как нормы административного права регулируют общественные отношения, возникающие в ходе властной деятельности административных органов или находящиеся под их контролем (надзором).

1. Императивный метод- б ольшинство норм административного права определяют правила поведения в виде категорических предписаний, отступление от которых недопустимо. В частности, административно-правовые нормы, исчерпывающим образом определяют права и обязанности участников регулируемых ими отношений, а также правовые процедуры реализации этих прав и обязанностей. В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в Правилах дорожного движения.

В качестве основных средств властного воздействия административных органов на других участников административных правоотношений нормы административного права предусматривают такие средства, как издание обязательных для исполнения правовых актов, выдача обязательных для исполнения предписаний и указаний, совершение властно-распорядительных действий, применение мер административного принуждения.

2. Диспозитивный метод - о тдельные нормы административного права предоставляют участникам регулируемых ими правоотношении право выбирать по своему усмотрению указанные в этих нормах альтернативные варианты поведения.

Например, норма ст. 30.1 КоАП России об административных правоотношениях предоставляет лицу, в отношении которого должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, право обжаловать это постановление по своему усмотрению:

- в вышестоящий орган,

-вышестоящему должностному лицу;

- в районный суд по месту рассмотрения дела.

В некоторых случаях административно-правовые нормы предусматривают возможность решения отдельных вопросов путем:

 - применения таких средств, как согласование и координация действий участников соответствующих правоотношений. Это возможно, в частности, при регулировании отношений между различными не подчиненными друг другу административными органами, занимающими равное правовое положение в системе таких органов.

 - заключения между участниками этих отношений так называемых административных договоров (соглашений).

По действующему российскому законодательству заключение таких договоров и соглашений допускается, в частности, при решении вопросов разграничения компетенции между органами исполнительной власти различного уровня, а также при оформлении государственно-служебных отношений.

В целом же административное право должно использовать императивный (жесткий) и диспозитивный (мягкий) методы правового регулирования в их разумном сочетании – в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, возникающих в процессе управленческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: