Величины спроса (предложения)?

Изменение величины спроса (предложения) связана с изменением цены - на графике происходит перемещение по графику (из точки D1 в точку D2 на графике спроса).

Изменение спроса (предложения) связано с неценовыми факторами и на графике отображается в перемещении всей линии спроса (предложения).

Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения.

Если предложение превышает спрос - может возникнуть избыток товаров и кризис перепроизводства; если спрос превышает предложение - возникает дефицит.



Конкуренция

Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.

Типы рыночной конкуренции:

1) Совершенная конкуренция - рынок, на котором действует множество продавцов с однородным товаром, а цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

2) Олигополия (oligos - несколько, poleo - продаю) - рынок, на котором господствуют несколько (обычно 3-5) крупных фирм. Олигополия - конкуренция между немногими фирмами, которые часто стремятся к сговору.

3) Монополистическая конкуренция - рынок с большим количеством продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.

4) Монополия - рынок контролирует один производитель, устанавливая монопольную цену и барьеры для входа на рынок других производителей. Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, имеющей уникальную технологию.

5) Монопсония - монополистом является продавец, а не покупатель (например, единственным покупателем может быть государство, если речь идёт об оружии, космическом корабле)

Виды монополии:

1. Естественная - отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин. В данном случае одна фирма может производить товар с меньшими издержками, чем несколько фирм, это выгодно обществу, поэтому поддерживается государством.

2. Искусственная - представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн. [1]Чаще всего вредны для экономики, государство борется с ними (антимонопольное законодательство, служба).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: