Чем отличается изменение спроса (предложения) от изменения

Простая модель кругооборота ресурсов на рынке

Классификация рынка

По объектам рыночных отношений:

· Товаров и услуг;

· Факторов производства (труда, капитала);

· Сырья;

· Жилья.

По географическому положению:

o Местный;

o Региональный;

o Национальный;

o Мировой.

По характеру продаж:

Ø Оптовый;

Ø Розничный.

По соответствию действующему законодательству:

- Легальный;

- Нелегальный («чёрный»).

По уровню конкуренции:

ü Рынок совершенной конкуренции;

ü Рынок несовершенной конкуренции.

Спрос и предложение

Основные параметры, регулирующие поведение рынка - спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос - это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)

Спрос выражает желание и возможность покупателя купить продукт или услугу по различным ценам в данном месте и в данное время.

Величина спроса - это объем (количество) товара определенного вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены.

Цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.

Неценовые факторы, влияющие на спроса: · Доходы покупателей - при росте доходов на малоценные/товары низкого качества спрос может уменьшаться, на более качественные - расти; · Вкусы и предпочтения потребителей; · Число потребителей - рост числа потребителей логично ведет к росту спроса; · Цены на сопряженные товары: Товары-заменители (субституты) - рост цен на такие товары вызывает рост спроса на наш товар. Например, рост цен на кофе приведет к росту спроса на чай. Дополняющие товары (комплементы) - рост цен на товары-комплименты приведет к уменьшению спроса на наш товар. Например, рост цен на бензин уменьшит спрос на автомобиле на бензине. · Налоги и дотации - рост налогов приведет к сокращению той части дохода, которая предназначена для потребления; с дотациями - все наоборот; · Ожидания изменения цен: ожидание роста цен в ближайшем будущем ведет к росту спроса, ожидание снижения - к снижению спроса. · Сезон, мода.

Закон спроса: обратная зависимость спроса от цены: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.

Предложение - это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара, который производители готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан.

Величина предложения - это объем товара определенного вида, который производители готовы предложить в течение определённого периода при определенном уровне цены.

Цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Неценовые факторы, влияющие на предложение: · Число продавцов на рынке - чем больше продавцов на рынке, тем больше предложение; · Цены на ресурсы - рост цен на ресурсы приведут к дополнительным затратам и уменьшением предложения; · Различия в технологии производства; · Ожидания изменения цен - при росте цен продавцы могут придержать товар для будущей выручки; · Налоги и дотации - рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение.

Закон предложения: прямая зависимость предложения от цены: как правило, рост цен вызывает увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества.

Рыночная (равновесная) цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения.

Чем отличается изменение спроса (предложения) от изменения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: