Простая модель кругооборота ресурсов на рынке
Классификация рынка
По объектам рыночных отношений:
· Товаров и услуг;
· Факторов производства (труда, капитала);
· Сырья;
· Жилья.
По географическому положению:
o Местный;
o Региональный;
o Национальный;
o Мировой.
По характеру продаж:
Ø Оптовый;
Ø Розничный.
По соответствию действующему законодательству:
- Легальный;
- Нелегальный («чёрный»).
По уровню конкуренции:
ü Рынок совершенной конкуренции;
ü Рынок несовершенной конкуренции.
Спрос и предложение
Основные параметры, регулирующие поведение рынка - спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос - это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями. (Триактив-курс Котовой, Лисковой)
Спрос выражает желание и возможность покупателя купить продукт или услугу по различным ценам в данном месте и в данное время.
Величина спроса - это объем (количество) товара определенного вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены.
Цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.
Неценовые факторы, влияющие на спроса: · Доходы покупателей - при росте доходов на малоценные/товары низкого качества спрос может уменьшаться, на более качественные - расти; · Вкусы и предпочтения потребителей; · Число потребителей - рост числа потребителей логично ведет к росту спроса; · Цены на сопряженные товары: Товары-заменители (субституты) - рост цен на такие товары вызывает рост спроса на наш товар. Например, рост цен на кофе приведет к росту спроса на чай. Дополняющие товары (комплементы) - рост цен на товары-комплименты приведет к уменьшению спроса на наш товар. Например, рост цен на бензин уменьшит спрос на автомобиле на бензине. · Налоги и дотации - рост налогов приведет к сокращению той части дохода, которая предназначена для потребления; с дотациями - все наоборот; · Ожидания изменения цен: ожидание роста цен в ближайшем будущем ведет к росту спроса, ожидание снижения - к снижению спроса. · Сезон, мода. |
Закон спроса: обратная зависимость спроса от цены: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.
Предложение - это сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость объема товара, который производители готовы предложить (величины предложения), от цен, по которым этот товар может быть продан.
Величина предложения - это объем товара определенного вида, который производители готовы предложить в течение определённого периода при определенном уровне цены.
Цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Неценовые факторы, влияющие на предложение: · Число продавцов на рынке - чем больше продавцов на рынке, тем больше предложение; · Цены на ресурсы - рост цен на ресурсы приведут к дополнительным затратам и уменьшением предложения; · Различия в технологии производства; · Ожидания изменения цен - при росте цен продавцы могут придержать товар для будущей выручки; · Налоги и дотации - рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение. |
Закон предложения: прямая зависимость предложения от цены: как правило, рост цен вызывает увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества.
Рыночная (равновесная) цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения.
Чем отличается изменение спроса (предложения) от изменения