Методологический раздел

Структура программы социологического исследования

Методологический раздел

1.1. Проблема исследования и обоснование её актуальности

1.2. Определение объекта и предмета исследования

1.3. Описание целей и задач исследования

1.4. Интерпретация основных понятий

1.5. Рабочая гипотеза

Методический раздел

2.1. Описание генеральной совокупности

2.2. Определение типа выборочной совокупности и способа её формирования

2.3. Определение метода сбора первичной информации *

Организационный раздел

3.1. План проведения прикладного социологического исследования (определяются виды работ, сроки выполнения и ответственные)

* Инструментарий для прикладного социологического исследования разрабатывается на основе выбранного метода сбора первичной информации, указанного в п. 2.3. рабочей программы прикладного социологического исследования.

Требования к оформлению

Шрифт – Times New Roman – 12 кегль.

Междустрочный интервал – 1,5 строки.

Абзац (отступ) – 1 см.

Поля – 2 см со всех сторон.

Нумерация страниц – внизу, в центре страницы.

Образец титульного листа – см. приложение № 1

В названии файла указывать КР_Фамилия_37

Перед тем как приступить к разработке программы и инструментария (метода сбора первичной информации) учебного социологического исследования, ознакомьтесь с содержанием методических указания к организации и проведению социологических исследований, размещенных ниже.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Социологическое исследование – это сложная процедура анализа социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, позволяющих получить, а затем систематизировать данные о процессах и отношениях, и делать обоснованные выводы и рекомендации. Социологическое исследование включает в себя ряд логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур осуществляемых с целью получения точной и объективной информации об изучаемом объекте.

Программа конкретного социологического исследования

Программа КСИ - это научный документ, где изложены теория и методология исследования, его процедура и основные принципы организации. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли исследование теоретическим или прикладным.

Программа социологического исследования включает в себя следующие разделы: (более по-дробное рассмотрение элементов разделов идет после рассмотрения структуры разде-лов).

Методологический раздел. Содержит:

- Постановку и обоснование проблемы;

- Определение объекта и предмета исследования;

- Описание цели и задач исследования;

- Интерпретацию основных понятий;

- Формулировку рабочих гипотез.

Методический раздел. Содержит:

- Описание генеральной совокупности;

- Формирование выборочной совокупности, определение типа выборки;

- Выбор методов сбора эмпирических данных.

Организационный раздел. Содержит:

- Написание рабочего плана проведения исследования, где определяются виды работ, финансовое и кадровое обеспечение, ответственные и сроки выполнения работ.

Методологический раздел

Научная проблема отражает проблемную ситуацию или противоречивые отношения, которые возникают в процессе развития и функционирования социальных систем или взаимодействия индивида с группой или с другими индивидами.

 

Проблема это определенное противоречие между знанием о потребностях человека, групп,

общества в определенных практических действиях и незнанием путей, способов, методов и

средств реализации этих действий, т. е. определенный дисбаланс между существующим и должным.

Проблемная ситуация может возникнуть также из-за отсутствия или недостаточности информации о социальных процессах или структурах. Отсутствие такой информации приводит к тому, что теоретическая модель общества будет неполной и в дальнейшем возникнут трудности при использовании имеющегося знания для регулирования социальных процессов. Все эти проблемы актуальны для современного российского общества, переживающего период серьезных изменений и трансформаций.

 

Цель исследования – ориентирует исследователя на конечный результат, модель ожидаемого конечного результата. Например, цель может звучать так: «Выявить мнения и предпочтения жителей микрорайона по вопросам благоустройства территории».

Задачи исследования - определение процедур, реализация которых направлена на достижении цели исследования.

Например:

Задача 1. Опросить жителей микрорайона

Задача 1.1. Разработать инструментарий (анкету и способ её распространения) для проведения опроса

Задача 1.2. Собрать и обработать информацию

Задача 1.3. Представить результаты опроса и рекомендации

 

Объект социологического исследования - область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Объект научного исследования, в том числе и социологического, не зависит от исследователя и противостоит ему в процессе познания. В качестве объекта исследования могут выступать социальные группы, отношения внутри социальной группы, организации, способы взаимодействия между членами организации, порождающие социальную проблему.

Предмет исследования – это специфические черты и характеристики объекта исследования, которые непосредственно подлежат изучению. Предмет исследования формируется непосредственно ученым (исследователем).

 

Примеры формулировок:

Проблема исследования - у студентов старших курсов увеличивается количество пропусков

аудиторных занятий по неуважительным причинам.

Объект исследования – студенты технического вуза

Предмет исследования – отношение студентов к учебе

Цель исследования - выявить, как меняется отношение студентов к учебе на протяжении всего периода пребывания в вузе

Задача исследования 1. Определить, какие мотивы и факторы влияют на изменение отношения студентов к учебе.

Задача 1.1. Определить генеральную и выборочную совокупность

Задача 1.2. Разработать инструментарий (анкету и способ её распространения) для проведения опроса

Задача 1.3. Собрать и обработать информацию

Задача 1.4. Представить результаты опроса и рекомендации

(Как видно из примера, более конкретные задачи №№ 1.1.-1.4. могут быть одинаковыми в различных исследованиях)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: