Интерпретация понятий

Это многоступенчатая процедура истолкования смысла основных понятий исследования. Необходимо точно и четко обозначить, что понимается под тем или иным термином.

Формулировка гипотез

Формирование гипотезы - заключительная часть теоретической подготовки КСИ. Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого объекта, о возможных связях между социальными явлениями. Гипотеза - это отправная точка для исследования, дальнейшие этапы КСИ находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. По сути сам процесс социологического исследования сводится к попытке доказать или опровергнуть гипотезу.

 

Методический раздел

Определение генеральной совокупности

Следующий этап разработки программы заключается в выделении изучаемого объекта. Все объекты, которые необходимо исследовать в рамках сформулированной проблемы, образуют генеральную совокупность. (Например, учащиеся высших учебных заведений г. Москвы, безработная молодежь и т.д.) Во многих случаях невозможно (да и не нужно) охватывать исследованием всех его участников, например, всех жителей города, всех студентов института и т.д. Если социолог решает исследовать весь изучаемый массив - такое исследование называется сплошным, если же исследуется его часть - выборочным.

Выборочное исследование предполагает определение необходимой для исследования части генеральной совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой.

Формирование выборочной совокупности

С помощью конкретных приемов отбирают часть объектов генеральной совокупности, которая составит выборку. Выборочная совокупность как бы отражает весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Необходимым условием выборочной совокупности должна быть ее репрезентативность. Выборочная совокупность должна воспроизводить параметры, признаки генеральной совокупности и их распределение в пропорциях, соответствующих генеральной совокупности.

Тип выборки

Рассмотрим более подробно квотную и пошаговую выборки.

Квотная выборка представляет собой часть генеральной совокупности, воспроизводящая её основные характеристики в тех же пропорциях, что и у генеральной совокупности.

Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышают четырех. Такими характеристиками могут быть: пол, возраст, образование, семейное положение. Имея общую численность генеральной совокупности 2000 человек (даны примерные цифры для удобства иллюстрации метода), нам необходимо будет исследовать 100 человек. Процентное соотношение используемых характеристик в квотной выборке должно соответствовать их соотношению в генеральной совокупности. (Например, в генеральной совокупности 800 (40%) безработных составляют мужчины и 1200 (60%) - женщины, среди мужчин имеют семью 300 (15%) человек, среди женщин 600 (30%), таким образом, в выборочной совокупности должно быть 40 мужчин и 60 женщин, среди мужчин 15 человек должны иметь семью, среди женщин - 30). Допустимые отклонения в параметрах выборки могут составлять от 3% до 10%.

Пошаговую выборку применяют при однородных и небольших по численности генеральных совокупностях (до 1000 человек). Пошаговую выборку целесообразно применять при работе с генеральной совокупностью, формируемой по одному признаку, например, жители конкретного района города.

Имея полный список лиц, составляющих генеральную совокупность и определив объем выборочной совокупности (например, 100 человек), устанавливаем шаг выборки делением первого числа на второе (1000 делим на 100) и получаем шаг отбора - каждый 10-ый из списка. Главный результат процедуры выборки - это определение ее объема, знание общего числа единиц исследования, включенного в выборочную совокупность. Определив объем выборочной совокупности, переходим к следующему этапу социологического исследования – выбору метода сбора информации.

NB: В связи с тем, что в качестве метода сбора первичной информации предлагается использовать письменный опрос на основе разработанной анкеты, поэтому в разделе «Методы сбора эмпирических данных» основное внимание будет уделено структуре анкеты и видам вопросов.

Организационный раздел

включает рабочий план исследования с обязательным указанием этапов исследования, сроков проведения и ответственных за каждый из них.

Пример оформления организационного раздела

Этапы исследования Виды работ Сроки Исполнители

1. Подготовительный

 

1.1. Разработка программы и инструментария исследования    
1.2. Апробация инструментария      

2. Основной

 

2.1. Сбор информации    
2.2. Обработка и анализ информации    

3.Заключительный

 

3.1. Предоставление отчета о результатах исследования    
3.2. Предоставление рекомендаций по результатам исследования    

 

 

II. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

При проведении социологических исследований используют следующие методы сбора эмпирических данных (первичной информации)

1. Интервью (устный опрос)

2. Анкетирование (письменный опрос)

3. Анализ документов

4. Контент-анализ (анализ документов на основе выделения смысловых единиц)

5. Наблюдение

6. Эксперимент

Основное внимание в данном разделе будет уделено рассмотрению анкетирования как метода сбора первичной информации.

Анкетирование

Анкетный опрос проводится с помощью специально разработанного опросника - анкеты. При анкетировании меняется способ восприятия респондентом вопроса: при интервью – восприятие устной речи в диалоге с исследователем (интервьюером), при анкетировании – восприятие письменного текста. При ответе на вопросы анкеты повышается самостоятельность респондента, в отличие от интервью, не контролируется отношение респондента к опросу, искренность ответов, их правильная формулировка. В ходе анкетирования возрастает число формальных ответов, увеличивается доля не ответивших, снижается количество возвращенных анкет. Это приводит к снижению качества получаемой информации.

Анкетирование позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать большое количество людей (групповое раздаточное анкетирование) или вообще обойтись без анкетеров (почтовое или прессовое анкетирование), а также позволяет избежать влияния малоквалифицированных интервьюеров, работающих на общественных началах.

В зависимости от способа распространения анкеты выделяют следующие виды анкетирования: 1) раздаточное; 2) почтовое; 3) прессовое.

Раздаточное анкетирование – проводится в аудиториях, где респондент непосредственно получает анкету от исследователя и здесь же заполняет её. Этот тип анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование. Анкеты распространяются путем почтовой рассылки. Список респондентов, которым рассылаются анкеты, - это список всей генеральной или выборочной совокупности. Возврат заполненной анкеты оплачивается организаторами опроса: вместе с анкетой высылается маркированный конверт с указанным обратным адресом. Наиболее оптимально использование почтового анкетирования при проведении экспертного опроса, когда респонденты находятся в разных городах. В настоящее время, в связи с развитием Интернета почтовое анкетирование утратило практическую значимость.

Прессовое анкетирование. Анкеты публикуются в журналах или газетах. Недостатком прессового анкетирования можно считать низкий процент возврата анкет, примерно, 10-15%, неопределенность, размытость параметров генеральной совокупности.

Для повышения активности респондентов и увеличения количества возвращаемых анкет проводится пропаганда предстоящего опроса в соответствующем периодическом издании.

Заранее публикуется информация о предстоящем анкетировании, его целях и сроках проведения. Это приводит к повышению заинтересованности потенциальной аудитории на 20%.

Структура анкеты

Анкета состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. В совокупности

они образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию по исследуемой проблеме.

В начале анкеты располагается вводная часть, в которой объясняется

- кто и с какой целью проводит опрос;

- дается инструкция по заполнению анкеты;

- указываются сроки и способ возврата анкеты (если анкетирование не является раздаточным),

- даются гарантии анонимности или конфиденциальности.

После вводной части расположена «паспортичка» или социально-демографический блок. В этой части анкеты содержатся вопросы, основной целью которых является выяснение социально-демографических характеристик участников анкетирования:

- пол,

- возраст,

- семейное положение,

- социальное положение,

- уровень образования.

Основная часть анкеты содержит вопросы, являющиеся ключевыми в данном исследовании. Количество вопросов может быть ограничено до 10-20. Особенно это относится к учебным социологическим исследованиям. Время заполнения анкеты, в зависимости от количества вопросов, должно быть в пределах 30-45 минут.

В заключительной части анкеты выражается благодарность респонденту за участие в анкетировании (исследовании), указывается важность и значимость полученной от него информации.

Виды вопросов

Выделяют следующие виды вопросов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: