Это многоступенчатая процедура истолкования смысла основных понятий исследования. Необходимо точно и четко обозначить, что понимается под тем или иным термином.
Формулировка гипотез
Формирование гипотезы - заключительная часть теоретической подготовки КСИ. Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого объекта, о возможных связях между социальными явлениями. Гипотеза - это отправная точка для исследования, дальнейшие этапы КСИ находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. По сути сам процесс социологического исследования сводится к попытке доказать или опровергнуть гипотезу.
Методический раздел
Определение генеральной совокупности
Следующий этап разработки программы заключается в выделении изучаемого объекта. Все объекты, которые необходимо исследовать в рамках сформулированной проблемы, образуют генеральную совокупность. (Например, учащиеся высших учебных заведений г. Москвы, безработная молодежь и т.д.) Во многих случаях невозможно (да и не нужно) охватывать исследованием всех его участников, например, всех жителей города, всех студентов института и т.д. Если социолог решает исследовать весь изучаемый массив - такое исследование называется сплошным, если же исследуется его часть - выборочным.
Выборочное исследование предполагает определение необходимой для исследования части генеральной совокупности, которая называется выборочной совокупностью или выборкой.
Формирование выборочной совокупности
С помощью конкретных приемов отбирают часть объектов генеральной совокупности, которая составит выборку. Выборочная совокупность как бы отражает весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Необходимым условием выборочной совокупности должна быть ее репрезентативность. Выборочная совокупность должна воспроизводить параметры, признаки генеральной совокупности и их распределение в пропорциях, соответствующих генеральной совокупности.
Тип выборки
Рассмотрим более подробно квотную и пошаговую выборки.
Квотная выборка представляет собой часть генеральной совокупности, воспроизводящая её основные характеристики в тех же пропорциях, что и у генеральной совокупности.
Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышают четырех. Такими характеристиками могут быть: пол, возраст, образование, семейное положение. Имея общую численность генеральной совокупности 2000 человек (даны примерные цифры для удобства иллюстрации метода), нам необходимо будет исследовать 100 человек. Процентное соотношение используемых характеристик в квотной выборке должно соответствовать их соотношению в генеральной совокупности. (Например, в генеральной совокупности 800 (40%) безработных составляют мужчины и 1200 (60%) - женщины, среди мужчин имеют семью 300 (15%) человек, среди женщин 600 (30%), таким образом, в выборочной совокупности должно быть 40 мужчин и 60 женщин, среди мужчин 15 человек должны иметь семью, среди женщин - 30). Допустимые отклонения в параметрах выборки могут составлять от 3% до 10%.
Пошаговую выборку применяют при однородных и небольших по численности генеральных совокупностях (до 1000 человек). Пошаговую выборку целесообразно применять при работе с генеральной совокупностью, формируемой по одному признаку, например, жители конкретного района города.
Имея полный список лиц, составляющих генеральную совокупность и определив объем выборочной совокупности (например, 100 человек), устанавливаем шаг выборки делением первого числа на второе (1000 делим на 100) и получаем шаг отбора - каждый 10-ый из списка. Главный результат процедуры выборки - это определение ее объема, знание общего числа единиц исследования, включенного в выборочную совокупность. Определив объем выборочной совокупности, переходим к следующему этапу социологического исследования – выбору метода сбора информации.
NB: В связи с тем, что в качестве метода сбора первичной информации предлагается использовать письменный опрос на основе разработанной анкеты, поэтому в разделе «Методы сбора эмпирических данных» основное внимание будет уделено структуре анкеты и видам вопросов.
Организационный раздел
включает рабочий план исследования с обязательным указанием этапов исследования, сроков проведения и ответственных за каждый из них.
Пример оформления организационного раздела
Этапы исследования | Виды работ | Сроки | Исполнители |
1. Подготовительный
| 1.1. Разработка программы и инструментария исследования | ||
1.2. Апробация инструментария | |||
2. Основной
| 2.1. Сбор информации | ||
2.2. Обработка и анализ информации | |||
3.Заключительный
| 3.1. Предоставление отчета о результатах исследования | ||
3.2. Предоставление рекомендаций по результатам исследования |
II. МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
При проведении социологических исследований используют следующие методы сбора эмпирических данных (первичной информации)
1. Интервью (устный опрос)
2. Анкетирование (письменный опрос)
3. Анализ документов
4. Контент-анализ (анализ документов на основе выделения смысловых единиц)
5. Наблюдение
6. Эксперимент
Основное внимание в данном разделе будет уделено рассмотрению анкетирования как метода сбора первичной информации.
Анкетирование
Анкетный опрос проводится с помощью специально разработанного опросника - анкеты. При анкетировании меняется способ восприятия респондентом вопроса: при интервью – восприятие устной речи в диалоге с исследователем (интервьюером), при анкетировании – восприятие письменного текста. При ответе на вопросы анкеты повышается самостоятельность респондента, в отличие от интервью, не контролируется отношение респондента к опросу, искренность ответов, их правильная формулировка. В ходе анкетирования возрастает число формальных ответов, увеличивается доля не ответивших, снижается количество возвращенных анкет. Это приводит к снижению качества получаемой информации.
Анкетирование позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать большое количество людей (групповое раздаточное анкетирование) или вообще обойтись без анкетеров (почтовое или прессовое анкетирование), а также позволяет избежать влияния малоквалифицированных интервьюеров, работающих на общественных началах.
В зависимости от способа распространения анкеты выделяют следующие виды анкетирования: 1) раздаточное; 2) почтовое; 3) прессовое.
Раздаточное анкетирование – проводится в аудиториях, где респондент непосредственно получает анкету от исследователя и здесь же заполняет её. Этот тип анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.
Почтовое анкетирование. Анкеты распространяются путем почтовой рассылки. Список респондентов, которым рассылаются анкеты, - это список всей генеральной или выборочной совокупности. Возврат заполненной анкеты оплачивается организаторами опроса: вместе с анкетой высылается маркированный конверт с указанным обратным адресом. Наиболее оптимально использование почтового анкетирования при проведении экспертного опроса, когда респонденты находятся в разных городах. В настоящее время, в связи с развитием Интернета почтовое анкетирование утратило практическую значимость.
Прессовое анкетирование. Анкеты публикуются в журналах или газетах. Недостатком прессового анкетирования можно считать низкий процент возврата анкет, примерно, 10-15%, неопределенность, размытость параметров генеральной совокупности.
Для повышения активности респондентов и увеличения количества возвращаемых анкет проводится пропаганда предстоящего опроса в соответствующем периодическом издании.
Заранее публикуется информация о предстоящем анкетировании, его целях и сроках проведения. Это приводит к повышению заинтересованности потенциальной аудитории на 20%.
Структура анкеты
Анкета состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. В совокупности
они образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию по исследуемой проблеме.
В начале анкеты располагается вводная часть, в которой объясняется
- кто и с какой целью проводит опрос;
- дается инструкция по заполнению анкеты;
- указываются сроки и способ возврата анкеты (если анкетирование не является раздаточным),
- даются гарантии анонимности или конфиденциальности.
После вводной части расположена «паспортичка» или социально-демографический блок. В этой части анкеты содержатся вопросы, основной целью которых является выяснение социально-демографических характеристик участников анкетирования:
- пол,
- возраст,
- семейное положение,
- социальное положение,
- уровень образования.
Основная часть анкеты содержит вопросы, являющиеся ключевыми в данном исследовании. Количество вопросов может быть ограничено до 10-20. Особенно это относится к учебным социологическим исследованиям. Время заполнения анкеты, в зависимости от количества вопросов, должно быть в пределах 30-45 минут.
В заключительной части анкеты выражается благодарность респонденту за участие в анкетировании (исследовании), указывается важность и значимость полученной от него информации.
Виды вопросов
Выделяют следующие виды вопросов: