Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза

Тема 3. Психика, сознание, бессознательное.

План.

1. Понятие психики.

2. Структура психики человека.                                                                        

3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Психика и организм.

 

До конца 19 века центральным понятием психологии было понятие «душа». В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. Лишь в 20 веке это понятие сменилось понятием «психика», обозначающее совокупность психических явлений, которые представляют собой свойство высокоорганизованной материи - мозга.

Основными объектами являются психика и сознание человека.

  («объект» - от лат. – «предмет, бросаю вперед, проти­вопоставляю» - т.е. то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности).

Психика - это субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи – мозга.

Психика - это внутренний субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром в процессе активного отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков.

Психика - это наши ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазия, чувства и воля; это - полноценная дея­тельность мозга, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры.

  Все эти психические процессы, свойственны конкретному человеку (субъекту), который имеет свой особенный характер, способности, темперамент; который познает, общается, действует в окружающем мире, человеку, который есть сын своего времени, член данного общества, личность.
Психику нельзя свести к нервной системе. Хотя головной мозг-это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.        

 

Основными функциями психики являются отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живых существ с целью обеспечения его выживания. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Эти функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей его среды.

 

Психика человека включает 3 составляю­щих:

внешний мир, природа, ее отражение.

1. Все психические явления можно условно разделить на процессы, свойства и состояния.

Процессы познавательные, эмоциональные, волевые .

К познавательным процессам относятся процессы получения и переработки информации о явлениях, происходящих в самом организме и в окружающем мире. Это ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление. При изучении их удобнее рассматривать раздельно, однако всегда надо помнить и учитывать целостность психики.

К эмоциональным - отношение человека к тому, что он познает и делает: аффекты, переживания, эмоции, чувства.

К волевым - формирование потребностей и мотивов, выбор целей и способов их достижения, принятие решений и приведение их в исполнение.

В структуру психики входят 3 группы явлений:


1) психические процессы - обычно к ним относят познавательные про­цессы:   процессы получения и переработки информации о явлениях, происходящих в самом организме и в окружающем мире. Это ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление.
2) психические состояния:                                                                                    активность, бодрость, усталость, тревожность и т.д.                                                                                         К ним относят: проявление чувств /настроение, аффекты/, внимания /сосредоточенность, рассеянность/, воли /уверенность, неуверенность/, мышления /сочинение/ и т.д.
3) психические свойства - характер, темперамент, способности.                  К ним относят качества ума человека, его мышление, - устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в ха­рактере, темпераменте, способностях, - укоренившиеся и вновь возникающие побуждении действовать определенным образом, - свойства чувств / вспыльчивость, сентиментальность и т.д./

2.   Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность.

 Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.





Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.

Филогенез (или филогения)- (от др.-греч. – рождение, происхождение)-                      -историческое развитие организмов.                                                    Филогенез – это процесс исторического развития органического мира (живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов) или отдельных его форм с момента возникновения жизни.

Филогенез рассматривает развитие психики в процессе эволюции человека – зарождение и развитие речи, изменение мышления, формирование сознания.

В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Подобные изменения могут иметь, как биологическую так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания.

Единство высших психических функций образует сознание человека. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

Онтогенез – ( от греч. – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма, начиная с внутриутробной стадии развития человека. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида.

В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей, процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ.

То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.

Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.

 Каждый период онтогенетического развития (детство, юность, зрелость, старость) характеризуется определенными возрастными особенностями.

Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая персептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».

В период от 3 лет до 6-7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.

Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления и т.д.

3. Психика человека существенно отличается даже от психики высокоорганизованных животных.                                                                                 Только человеку присуще сознание, как высшая форма отражения действительности.

Сознание - это, прежде всего знание о чем-либо, знание, которое можно проверить на практике. Значительная часть психических явлений человеком осознается.                                                                                                                   Т.е. человек знает и отдает себе отчет в том, каковы последствия его поступков и действий, что с ним происходит в тот или иной момент времени. Кроме того, осознать, значит получить возможность научить, передать свое знание другому человеку.

Однако имеется и много таких явлений, которые образуют бессознательный слой психики.

  Бессознательное - это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается ориентировка во времени и месте действия.

Бессознательноеэто те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение чело­века, но не осознаются им.                                                                                 Это сновидения, автоматизированные действия, механизмы творчества, формирование догадок, гипотез, интуиция и многое другое.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют по­ведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно «включается» в следующих случаях:

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

■ когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

■ когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оп­тимальный выход;

■ когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Психика и организм.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека.

В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.                               Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека.

  Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п.

Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно, что заболевания и нарушения функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека.

Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.                                                                                                                                    Психика и организм человека неразрывно связаны, неразрывно связанные между собой  и понятия.

Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия.

Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.
 Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями.

         Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни.

Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.

Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин.

 

 В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.

 

У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток.

Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

 

Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также и  позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности.

В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. Эмоция – это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление.

 

 В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира.

Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление.

 

Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира – человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow