Общая структура проекта

Тема 1.1. Проект как цикл инновационной деятельности (2 часа)

 

 

1. Методология – это учение об организации деятельности.

2. Репродуктивная и продуктивная, инновационная деятельность.

3. Сущность и понятие проекта.

4. Общая структура проекта.

5. Характеристика основных компонентов структуры проекта.

Список источников и литературы

1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с., с. 13.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с., с. 6.

Методология – это учение об организации деятельности. Необходимо сразу же отметить, что, очевидно, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя «урокодателя» на уровне раз и навсегда усвоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело – продуктивная, инновационная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.

Инновационная деятельность педагога-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного учителя или для данного образовательного учреждения) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии.

Если методология – учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».

В соответствии с определением, данным в, организация:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.

Слово «проект» (от лат. project – «выброшенный вперед») стало известно в русском языке с начала XVIII в. и активно начало использоваться в конце XIX – начале XX в. в машиностроении и архитектуре. Если объяснить его значение максимально кратко и обще, то это – образ желаемого будущего с описанием способов его достижения. Это универсальная человеческая деятельность по планомерному созданию других (новых или обновленных) объектов.

Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

 

Общая структура проекта

1 Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, т.к именно она должна мотивировать автора на поиски решения;

2 Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, воплощением которой станет проектный продукт;

3 Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;

4 Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведением анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по текущему вопросу;

5 Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

6 Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой презентацию результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.

 

 

Рис. 1

 

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: