Опера-оратория «Царь Эдтп»

Неофольклоризм как направление ХХ века: новое стилевое отношение к фольлору.

впервые проявил себя в произведении венгерского композитора Б. Бартока«Allegro barbaro» («Варварское аллегро»). Это небольшая фортепианная пьеса с подчѐркнуто жѐстким ритмом, создающим ощущение устрашающей, древней, доисторической силы. Две руки играют в разных тональностях. Образное содержание пьесы – грозовой разряд энергии, способный снести и разметать всѐ на своѐм пути. Следующими неофольклорными опусами стали «Весна священная» Игоря Стравинского и «Скифская сюита» Сергея Прокофьева (премьеры обоих произведений этих русских композиторов состоялись за границей).

Философия неофольклоризма проста: в ней коллективное главенствует над индивидуальным, простейшее, примитивное – над изысканным и изящным, вечно повторяющееся – над непостоянным и изменчивым. Это языческие идеи круговорота природы и круговорота родовой общинной жизни.

В стихийных импульсах древней праистории таились, по мнению неофольклористов, силы, способные обновить дряхлеющую европейскую цивилизацию (о гибели европейской цивилизации писал философ О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы»). Неофольклоризм был пророчеством гибели старого мира, но пророчеством не мрачным, а светлым, жизнеутверждающим.

Музыкальные средства неофольклоризма:

1) определѐнность мелодического рисунка и диатоническая простота мотивов;

2) ударность, акцентность ритма, его формообразующая роль, что повлекло за собой возникновение форм ритмического периода, ритмических вариаций;

3) гармония с опорой на краткие диатонические попевки;

4) тематизм с яркой жанровой окраской;

5) в форме – принцип монтажного контраста (в крупных построениях), сюитоподобные формы.

 

 Литература:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: