Какие только списки самых-самых главных людей века не составлялись к концу истекшего столетия, но два человека присутствовали в них непременно: Эйнштейн и Пикассо. Оба начали сознательный жизненный путь вместе с двадцатым веком.
Эйнштейн задумался над проблемой относительности в 1902 году, читая научно-популярную книгу Пуанкаре, где, между прочим, говорилось: «Нет абсолютного пространства… нет абсолютного времени…». Той же книжкой в то же время зачитывался в Париже любитель математики и страховой агент Морис Пренсе. Пренсе водил дружбу с молодыми художниками-авангардистами. В 1906 году он пересказал идеи Пуанкаре своим приятелям Браку, Дюшану и Пикассо, который тут же приступил к великому холсту «Девушки из Авиньона».
Родился кубизм, первый со времен изобретения линейной перспективы в период Ренессанса новый метод изображения пространства на плоской поверхности.
П. Пикассо. Скрипка и виноград
Так, по Миллеру, выходит, что специальная теория относительности и кубистическая живопись – родные сестры.
|
|
Миллер не первый, кто сопоставляет Эйнштейна и Пикассо. В комедии Стива Мартина они даже встречаются за кружкой пива в кафе «Ловкий кролик», хотя на самом деле они никогда не встречались. И, конечно, Миллер не первый, и даже не двадцать первый, кто отмечает влияние научных идей Эйнштейна на авангардное искусство. Роман Якобсон вспоминал, с каким жадным интересом расспрашивал его Маяковский о теории относительности. «Агитатор, горлан, главарь» даже собирался нанять какого-нибудь академика-физика, чтобы тот ему растолковал учение Эйнштейна поподробнее, чем филолог Якобсон. Но что удалось Миллеру – это показать, насколько Пикассо действительно понимал новое математическое мышление и «вписал» его в «Девушек из Авиньона». Миллер оговаривается, что сводить этот манифест кубизма только лишь к интерпретации на холсте новых идей о времени и пространстве было бы неверно. Он даже цитирует друга Пикассо Андре Сальмона, который говорил, что если составить список влияний, сложившихся в новаторскую геометрию «Девушек», он равнялся бы по толщине с парижской телефонной книгой. Но вывод у Миллера не вызывает сомнений: главные идеи картины заимствованы из новой физики – время не линеарно, в пространстве может быть более трех измерений.
А у нас сюжет из Лондона. Внимание на экран.
Закончить я предлагаю наше занятие синквейном. Синквейн – особый поэтический жанр, который пишется в соответствие с жесткой структурой.
1 строка – существительное в именительном падеже или словосочетание, называющее тему синквейна;
|
|
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – простое предложение, отражающее идею синквейна;
5 – слово – синоним, сравнение, содержащее личностную оценку.
Теория относительности.
Простая и непостижимая.
Объясняет, раскрывает, толкует.
Во Вселенной – мгновенье, на Земле – века.
Как волшебство.
Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания, полученные на этом занятии, найдут свое продолжение в вашей жизни. Особенность нашего времени – чрезвычайно ускоренное развитие науки. И я думаю, что вы обязательно станете свидетелями, а возможно, и участниками новых научных открытий, которые, возможно, будут иметь отношение к теории относительности.