Управления качеством продукции

       В Российской Федерации действует сертификация продукции. Национальным органом по сертификации определен Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Сертификация продукции  – это комплекс процедур, устанавливающих и удостоверяющих посредством особого документа, называемого сертификатом, факт соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям определен-ных стандартов или технических условий.

Продукция или услуга: 1)результат деятельности или процессов; материальная продукция; нематериальная продукция (программа для вычислительной техники, проект, услуга, инструкция по эксплуатации); 2)деятельность или процесс (такие, как предоставление услуги или выполнение производственного процесса) (Международный стандарт ИСО-8402-86).

Сертификация системы обеспечения качества продукции предприятия-изготовителя - это процедура установления ее соответствия требова­ниям международных стандартов ИСО серии 9000 и 9004, а также подтверждение возможностей предприятия выпускать продукцию стабильного качества в соответствии с установленными определенными показателями.

Сертификация должна пронизывать все этапы движения изделия, начиная от исходных материалов и кончая готовой продукцией.

На основе сертификации продукции и системы обеспечения качества ее производства осуществляется достижение единых технических тре­бований к продукции. Обязательной сертификации подлежит продукция в нормативно-технической документации, на которую имеются требования по безопасности и экологической совместимости. По требованию потребителя или желанию производителя в коммерческих целях проводится сертификация продукции по эксплуатационным свойствам. Эти свойства-показатели, исходя из запросов потребителя, декларируют в стандартах или технических условиях на продукцию. Сертификацию проводят аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации.

Студент-проектант в пояснительной записке приводит основные положения по сертификации продукции, анализирует требования к про­дукции, которая будет выпускаться на проектируемом участке. В за­висимости от требований к продукции делается вывод об обязательной сертификации продукции или о сертификации по эксплуатационным свойствам в коммер-ческих целях.

Внедрение сертификации продукции, а также системы обеспечения качества продукции и сертификация этой системы независимой междуна-родной организацией является непременным обязательным условием поставки продукции на экспорт в зарубежные страны.

Система управления качеством продукции. Качество продукции (в т.ч. и технологических процессов тепловой обработки) является одним из важнейших факторов успешной деятельности предприятия. Высокое качество продукции -основа повышения дохода предприятия за счет снижения потерь от неисправимого брака, уменьшения затрат на исправление дефектов, снижения штрафных санкций за нарушение стандартов и ТУ, потерь, связанных с прекращением приемки продукции. Качество продукции во многом определяет возможность экспорта.

Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует система обеспечения качества-продукции. Для обеспечения качества Международной организацией по стандартизации (ИСО) утверждена серия международных стандартов           ИСО 9000 - ИСО 9004. Она включает следующие разделы:

- общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению;

- система качества, модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

- модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытании.

Система качества внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.

В методологии системы управления качеством продукции рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукции:

- исследование и разработка;

- изготовление;

- обращение и реализация;

- эксплуатация и потребление.

Эти циклы определяют «петлю качества».

Этапы «петли качества»:

1. Маркетинг, поиски и изучение рынка.

2.  Проектирование и/или разработка технических требований к продук-ции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль - действия, включающие проведение измерений, анализа испытаний, калибровки одной иди нескольких характеристик продукции и их сравнение с установленными требованиями с целью определения соответствия, проведение испытаний и обследование.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

    10. Техническая помощь и обслуживание.

    11. Утилизация после использования (международный стандарт ИСО 8402-86).

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества выделяются три направления.

1. Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества» таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

2.   Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их при-чин.

3. Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства системы качества.

    Появление в производственной практике уникального высокоэнергети-ческого оборудования для высокоскоростного нагрева поверхности изделий - лазерного, плазменного, электронного и др.- вызвало необходимость создания и разработки нормативно-технической документации, определяющей основополагающие аспекты в этом виде техники.

Проведена стандартизация терминов и определений уникальной техники и процессов, связанных с ней, основных требований техники безопасности при изготовлении и эксплуатации, требований электробезопасности, основных руководств по обучению специалистов при эксплуатации этой техники. Рассмотрены также экологические вопросы использования такого обору-дования.

    Разработан стандарт, распространяющийся на газовые лазеры и устройства управления лазерным излучением, который устанавливает термины, определения и обозначения в этой области техники. Для каждой категории оборудования в стандартах проводятся предельные значения проверяемых параметров. Для расчета надежности высокоэнергетической техники используются эмпирические зависимости, включающие наборы коэффи-циентов, значения которых получены на основе статистических данных. Методически эти коэффициенты учитывают практически весь комплекс условий и особенностей работы и эксплуатации оборудования. Например: условия эксплуатации, влияние избыточного наполнения активной среды газом, изменение рабочего объема газовой среды активного элемента; излучающую среду, степень чистоты оптической системы, частоту следования импульсов, способ охлаждения лампы накалки и др.

Номенклатура показателей, характеризующих технический уровень высокоэнергетического оборудования (например, лазеров):

1. Мощность излучения, кВт.

2. Потребляемая электрическая мощность, кВт.

3. Стабильность мощности излучении, %.

4. Расходимость луча, мрад.

5. Диаметр (сечение) луча, мм (мм2).

6. Пульсация мощности луча, Гц.

7. Точность позиционирования головки лазера, ± мм.

8. Точность обработки, ± мм.

9. Расход газов, л/ч.

10. Масса, т.

11. Степень позиционирования луча по осям.

12. Уровень оснащения системы контроля и управления.

13. Габаритные размеры: 1,мм, xb, мм, xh, мм

14. Скорость обработки, м/мин (для сварки, резки), см2/мин (для терми-ческой обработки).

15. Время готовности лазера (необходимое время для достижения лазером номинальных значений параметров с момента его включения).

16. Коэффициент полезного действия лазера (отношение энергии или средней мощности излучения соответственно к энергии или средней мощности, подводимой к лазеру).

При выполнении проекта студенту необходимо обосновать, на каких участках и какие изделия подвергаются испытанию на качество и в каком количестве. Описать методику контроля по операциям и на готовое изделие, применяемые измерительные средства и их точность, создание на проектируемом объекте системы контроля качества продукции. При выполнении этой части работы следует использовать приведенный выше материал, а также ориентироваться на следующие определения:

1. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (международный стандарт ИСО 8402-86). Относительная характеристика качества продукции основана на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, которыми обладает базовое изделие - эталон качества.  

2. Комплексный критерий качества - единый показатель степени соответствия технико-экономических и потребительских свойств изделий какой-либо группы ассортимента уровню свойств изделия, служащего эталоном качества для данной группы.

3. Квалиметрия - количественная оценка качества - способ оценки качества путем сравнения с изделием, принятым за эталон качества. Основное средство квалиметрии: экспертная оценка изделий по избираемому ряду показателей с применением тех или иных специальных шкал оценок и обобщением мнений отдельных экспертов.

4. Аттестация продукции - оценка технического уровня и качества выпускаемой продукции и присвоение ей категорий качества.          

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: