В Российской Федерации действует сертификация продукции. Национальным органом по сертификации определен Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.
Сертификация продукции – это комплекс процедур, устанавливающих и удостоверяющих посредством особого документа, называемого сертификатом, факт соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям определен-ных стандартов или технических условий.
Продукция или услуга: 1)результат деятельности или процессов; материальная продукция; нематериальная продукция (программа для вычислительной техники, проект, услуга, инструкция по эксплуатации); 2)деятельность или процесс (такие, как предоставление услуги или выполнение производственного процесса) (Международный стандарт ИСО-8402-86).
Сертификация системы обеспечения качества продукции предприятия-изготовителя - это процедура установления ее соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и 9004, а также подтверждение возможностей предприятия выпускать продукцию стабильного качества в соответствии с установленными определенными показателями.
|
|
Сертификация должна пронизывать все этапы движения изделия, начиная от исходных материалов и кончая готовой продукцией.
На основе сертификации продукции и системы обеспечения качества ее производства осуществляется достижение единых технических требований к продукции. Обязательной сертификации подлежит продукция в нормативно-технической документации, на которую имеются требования по безопасности и экологической совместимости. По требованию потребителя или желанию производителя в коммерческих целях проводится сертификация продукции по эксплуатационным свойствам. Эти свойства-показатели, исходя из запросов потребителя, декларируют в стандартах или технических условиях на продукцию. Сертификацию проводят аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации.
Студент-проектант в пояснительной записке приводит основные положения по сертификации продукции, анализирует требования к продукции, которая будет выпускаться на проектируемом участке. В зависимости от требований к продукции делается вывод об обязательной сертификации продукции или о сертификации по эксплуатационным свойствам в коммер-ческих целях.
Внедрение сертификации продукции, а также системы обеспечения качества продукции и сертификация этой системы независимой междуна-родной организацией является непременным обязательным условием поставки продукции на экспорт в зарубежные страны.
Система управления качеством продукции. Качество продукции (в т.ч. и технологических процессов тепловой обработки) является одним из важнейших факторов успешной деятельности предприятия. Высокое качество продукции -основа повышения дохода предприятия за счет снижения потерь от неисправимого брака, уменьшения затрат на исправление дефектов, снижения штрафных санкций за нарушение стандартов и ТУ, потерь, связанных с прекращением приемки продукции. Качество продукции во многом определяет возможность экспорта.
|
|
Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует система обеспечения качества-продукции. Для обеспечения качества Международной организацией по стандартизации (ИСО) утверждена серия международных стандартов ИСО 9000 - ИСО 9004. Она включает следующие разделы:
- общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению;
- система качества, модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
- модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытании.
Система качества внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.
В методологии системы управления качеством продукции рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукции:
- исследование и разработка;
- изготовление;
- обращение и реализация;
- эксплуатация и потребление.
Эти циклы определяют «петлю качества».
Этапы «петли качества»:
1. Маркетинг, поиски и изучение рынка.
2. Проектирование и/или разработка технических требований к продук-ции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль - действия, включающие проведение измерений, анализа испытаний, калибровки одной иди нескольких характеристик продукции и их сравнение с установленными требованиями с целью определения соответствия, проведение испытаний и обследование.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11. Утилизация после использования (международный стандарт ИСО 8402-86).
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества выделяются три направления.
1. Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества» таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.
2. Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их при-чин.
3. Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства системы качества.
Появление в производственной практике уникального высокоэнергети-ческого оборудования для высокоскоростного нагрева поверхности изделий - лазерного, плазменного, электронного и др.- вызвало необходимость создания и разработки нормативно-технической документации, определяющей основополагающие аспекты в этом виде техники.
Проведена стандартизация терминов и определений уникальной техники и процессов, связанных с ней, основных требований техники безопасности при изготовлении и эксплуатации, требований электробезопасности, основных руководств по обучению специалистов при эксплуатации этой техники. Рассмотрены также экологические вопросы использования такого обору-дования.
|
|
Разработан стандарт, распространяющийся на газовые лазеры и устройства управления лазерным излучением, который устанавливает термины, определения и обозначения в этой области техники. Для каждой категории оборудования в стандартах проводятся предельные значения проверяемых параметров. Для расчета надежности высокоэнергетической техники используются эмпирические зависимости, включающие наборы коэффи-циентов, значения которых получены на основе статистических данных. Методически эти коэффициенты учитывают практически весь комплекс условий и особенностей работы и эксплуатации оборудования. Например: условия эксплуатации, влияние избыточного наполнения активной среды газом, изменение рабочего объема газовой среды активного элемента; излучающую среду, степень чистоты оптической системы, частоту следования импульсов, способ охлаждения лампы накалки и др.
Номенклатура показателей, характеризующих технический уровень высокоэнергетического оборудования (например, лазеров):
1. Мощность излучения, кВт.
2. Потребляемая электрическая мощность, кВт.
3. Стабильность мощности излучении, %.
4. Расходимость луча, мрад.
5. Диаметр (сечение) луча, мм (мм2).
6. Пульсация мощности луча, Гц.
7. Точность позиционирования головки лазера, ± мм.
8. Точность обработки, ± мм.
9. Расход газов, л/ч.
10. Масса, т.
11. Степень позиционирования луча по осям.
12. Уровень оснащения системы контроля и управления.
13. Габаритные размеры: 1,мм, xb, мм, xh, мм
14. Скорость обработки, м/мин (для сварки, резки), см2/мин (для терми-ческой обработки).
15. Время готовности лазера (необходимое время для достижения лазером номинальных значений параметров с момента его включения).
16. Коэффициент полезного действия лазера (отношение энергии или средней мощности излучения соответственно к энергии или средней мощности, подводимой к лазеру).
|
|
При выполнении проекта студенту необходимо обосновать, на каких участках и какие изделия подвергаются испытанию на качество и в каком количестве. Описать методику контроля по операциям и на готовое изделие, применяемые измерительные средства и их точность, создание на проектируемом объекте системы контроля качества продукции. При выполнении этой части работы следует использовать приведенный выше материал, а также ориентироваться на следующие определения:
1. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (международный стандарт ИСО 8402-86). Относительная характеристика качества продукции основана на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, которыми обладает базовое изделие - эталон качества.
2. Комплексный критерий качества - единый показатель степени соответствия технико-экономических и потребительских свойств изделий какой-либо группы ассортимента уровню свойств изделия, служащего эталоном качества для данной группы.
3. Квалиметрия - количественная оценка качества - способ оценки качества путем сравнения с изделием, принятым за эталон качества. Основное средство квалиметрии: экспертная оценка изделий по избираемому ряду показателей с применением тех или иных специальных шкал оценок и обобщением мнений отдельных экспертов.
4. Аттестация продукции - оценка технического уровня и качества выпускаемой продукции и присвоение ей категорий качества.