Самостоятельная работа

² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной) позиции:

 

 обед, нога, совет, толпа, момент, ходьба, покой, когда, стонать, болеть,

[ ]  [ ] [ ]  [ ]    [ ]    [ ]      [ ]   [ ]    [ ]    [ ]    

    большой, постель, домой, больной, носовой, ротовой, мозговой.

[ ]         [ ]          [ ]   [ ]      [ ][ ] [ ][ ]   [ ] [ ]        

 

² ЗАДАНИЕ 2. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (заударной) позиции:

 

       слабость, холод, чувство, часто, быстро, доктор, плохо, сильно, быстро.

            [ ]     [ ]       [ ]  [ ]       [ ]  [ ]      [ ]     [ ]      [ ]        

 

² ЗАДАНИЕ 3. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной и заударной) позиции:

 

мокрота, спасибо, обычно, порядок, у больного, с отёком, спокойно.

[ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ] [ ] [ ] [ ]  [ ] [ ] [ ]   [ ] [ ]       

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте и расставляйте ударение.

² 2. Прослушайте ещё раз. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной позиции:

 

только, сколько, с шумом, со звоном, трудно; горит, болит, колоть,

   [ ]      [ ]     [ ] [ ] [ ]       [ ] [ ]  [ ]  [ ]             

дрожать; затылок, обычно, немного, проходит, спасибо, в левой,

[ ]            [ ] [ ] [ ]       [ ] [ ]                [ ]      [ ]       

с мокротой; хорошо, в голове, говорит, боковой. 

[ ] [ ] [ ][ ]    [ ][ ] [ ][ ] [ ][ ]      

           

3. Прочитайте вслух, соблюдая правило произношения

Урок 3

 

ТЕМА 3. Редукция гласных после мягких согласных. Произношение гласных после Ж, Ш и Цв позиции перед ударением.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

       ² ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте слова, проставьте ударение, отметьте цифрой I позицию предударного слога:

 

скелет, рецепт, лечение; побеждать, разрешать, встречать; желудок, желудочный, поджелудочная железа, желтушность, лицевой нерв.

 

² ЗАДАНИЕ 2. Прослушайте слова и впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков, находящихся в позиции I предударного слога:

[з’ ]мля, с[к’ ]лет, [р’ ]цепт, [л’ ]чение, п[р’ ]дмет;

с[л’ ]пой, лок[т’ ]вой;

по[б’ ]ждать, раз[р’ ]шать, вст[р’ ]чать;

 ж[ ]лезо, ж[ ]на, ж[ ]леза; лиц[ ]вой.

 

       ² ЗАДАНИЕ 3.Прослушайте слова, проставьте ударение, отметьте цифрой II позицию второго предударного слога:

 

вещество, медицина, человек, лучезапястный, переписать, передавать.

 

² ЗАДАНИЕ 4.Прослушайте слова и впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков, находящихся в позиции II предударного слога:

 

[в’ ]щество, [м’ ]дицина, [ч’ ]ловек; [ч’ ] [р’ ]пной;

лу[ч’ ]запястный, [п’ ]реписать, [п’ ]редавать.

 

² ЗАДАНИЕ 5.Прослушайте слова, проставьте ударение, отметьте цифрой II позицию заударного слога:

 

преподаватель – преподава[т’ ]ль,

внутренний – внут[р’ ]нний, тканей - тка[н’ ]й,

соединительный - соедини[т’ ]льный.

 

² ЗАДАНИЕ 6.Прослушайте реплики диалога. Проставьте ударение. Подчеркните заударные гласные, стоящие после мягких согласных звуков.

 

Войдите! Садитесь! На что жалуетесь? Откройте рот! Раздевайтесь! Повернитесь спиной! Одевайтесь! Выздоравливайте!

 

ЗАДАНИЕ 7.Впишите в транскрипционные скобки звуки, находящиеся в позиции заударного слога после мягких согласных. Прочитайте текст. Следите за произношением:

 

Войди[т’ ]! Сади[т’ ]сь! На что жалуе[т’ ]сь? Открой[т’ ] рот! Раздевай[т’ ]сь! Поверни[т’ ]сь спиной! Одевай[т’ ]сь! Выздоравливай[т’ ]!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

       ² ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет». Поставьте ударение. Отметьте безударные (предударные и заударные) гласные О,Э, стоящие после мягких согласных звуков. Имейте ввиду, что частица НЕ произносится слитно со словами печалься, сердись – как одно слово.

 

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! обманывать – to deceive печалиться – be distressed; be sad,                      be grieved сердиться – be angry; be cross                   (about smb.)
В день уныниясмирись: День веселья, верь, настанет.  уныние  – despondency; low spirit смириться – submit resign веселье  – high spirits

 

       ЗАДАНИЕ 2. В следующих строчках отметьте редуцированные гласные после мягких согласных звуков:

 

Если жизнь тебя обманет                  [т’ ]   [н’ ] Не печалься, не сердись! [н’ ][п’ ]    [н’ ][с’ ] В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.         [в’ ]                    [н’ ]  

 

       ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стихотворение вслух. Соблюдайте правильность произношения. Выучите на память.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте первые строчки стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил». Проставьте ударение. Отметьте безударные гласные, стоящие после мягких согласных звуков. Обозначьте редуцированные звуки в транскрипционных скобках. Помните, что частица НЕ произносится слитно со словами совсем, тревожит и хочу.

 

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

                              [ ]

Но пусть она вас больше не тревожит;

                                       [ ] [ ]

Я не хочу печалить вас ничем.

[ ]     [ ]

 

       ЗАДАНИЕ 2. Найдите в следующих строках стихотворения безударные гласные, стоящие после мягких согласных. Отметьте в транскрипционных скобках их произношение. Прочитайте обе части вслух, соблюдая правила произношения безударных звуков.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

                [б’ ]        [б’ ]

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

 

Урок 4

 

ТЕМА 4. Озвончение глухих согласных перед звонкими.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте слова. Впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков, произносящихся перед звонкими согласными звонко:

 

а) отдать, сделать, просьба, экзамен, вокзал, сзади;

[ ] [ ]           [ ]  [ ]        [ ] [ ]

        б) с другом; с братом, к другу, к жене, к берегу, к зданию, с запада;

[ ]       [ ]        [ ]     [ ]   [ ]       [ ]        [ ]            

в) аппарат дорогой, ваш зонт, наш друг, друг к другу.

         [ ]             [ ]        [ ]            [ ]

 

ЗАДАНИЕ 2. Впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков

 в следующих словах:

 

а) отдых, отделение, сделать, сзади, просьба;

  [ ]     [ ]        [ ]      [ ]        [ ]

б) от брата, с братом, с занятий;

  [ ]     [ ]         [ ]

в) вопрос задан, нос заболел, нос заболел.

          [ ]          [ ]             [ ]          

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте вслух следующие слова. Соблюдайте правила произношения.

 

отдать, сделать, просьба, экзамен, вокзал, сзади;    

        с другом; с братом, к другу, к жене, к берегу, к зданию, с запада;

аппарат дорогой, ваш зонт, наш друг, друг к другу.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ. Впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков, произносящихся перед звонкими согласными звонко:

отзыв, отделить, сгусток;

[ ]   [ ]      [ ]          

с доктором, с друзьями, с девушкой;

[ ]           [ ]            [ ]          

 к городу, к завтраку, к берегу.

[ ]       [ ]          [ ]          

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте слова, соблюдая правила произношения:

 

отдых, отделение, сделать, сгибать, сдавить, сзади, сгиб, просьба; от брата, с братом, с занятий; вопрос задан, нос заболел, нос заболел, отзыв, отделить, от друзей; с доктором, с друзьями, с девушкой; к городу, к завтраку.

 

 

Урок 5

 

ТЕМА 5. Оглушение звонких согласных.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

       ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков в следующих словах:

 

а) зуб, ряд, готов, глаз, мозг.

   [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

б) низкий, редко, подпись, идти, соседка.

    [ ]    [ ]   [ ]     [ ]     [ ]       

в) в стране, в центре, в шкафу, в феврале, под столом, над столом;

[ ]      [ ]       [ ]        [ ]             [ ]            [ ]   

вход справа, выход прямо.

  [ ]               [ ]   

 

       ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте четверостишье. Обозначьте звуки в транскрипционных скобках.

 

Скажи′, како′й ты сле′д оста′вишь? след – footprint

                                   [ ]   

Сле′д, чтобы вы′терли парке′т

     [ ]   

И посмотре′ли ко′со вслед,             посмотреть вслед – follow smb with eyes

                                        [ ]   

И′ли незри′мый, до′лгий сле′д        след – sigh

                                              [ ]   

В чужо′й душе′ на мно′го лет?       чужой – other people’s

                                  (Л. Мартынов)

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стихи, соблюдая правила произношения.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки обозначение звуков в следующих словах:

 

а) голод, озноб, некроз, цианоз, атеросклероз;

     [ ]   [ ]   [ ]    [ ]               [ ]   

б) трубка, чувство, абсцесс, отрыжка, родственники, надпочечник,

    [ ]  [ ]   [ ]            [ ]   [ ]                [ ]   

всасывание, перегрузка, предсердие, легкое, мягкий, жидкий, редко,

[ ]                       [ ]    [ ]          [ ]    [ ]     [ ]    [ ]   

всухомятку, обтирание, обследование;

[ ]            [ ]           [ ]   

    в) в кишечник, в слизистой, в челюсть, в плечо, в шею, из клетки в кровь,

       [ ]            [ ]             [ ]         [ ]     [ ]     [ ]      [ ]   

из тонкого кишечника в толстый кишечник.

[ ]                           [ ]    

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте четверостишье. Обозначьте звуки в транскрипционных скобках.

 

Да′же по де′лу спеша′ не забу′дь

Э′тот коро′ткий путь         [ ]       

То′же части′ца жи′зни твое′й.

Жи′ть и в пути′ уме′й!

        [ ]                       (С.Маршак)

                           

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стихи, соблюдая правила произношения. Выучите на память.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте на память стихи «Даже по делу спеша…», соблюдая правила произношения.

 

Урок 6

 

ТЕМА 6. Слитность русской речи. Безударность служебных слов.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

  ² ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте следующие сочетания безударных и ударных слов. Поставьте ударение. Определите, к какому ударному слову относится безударное. Обратите внимание, как звучит гласная в безударном слове. Обозначьте её в транскрипционных скобках. Прочтите вслух. Следите за слитностью произношения и редукцией безударных гласных:

 

 

во рту, на подбородке, на носу, на ногах;

[ ]   [ ]                  [ ]    [ ]  

 

о хрипах, о болезнях, о его жизни, об обмене веществ, о погоде;

    [ ]        [ ]           [ ]            [ ]                         [ ]   

       от экзамена до экзамена, вызвать врача на дом, о чём спросил доктор.

   [ ]              [ ]                                     [ ]  [ ]   

 

       ² ЗАДАНИЕ 2. Прослушайте строфу стихотворения С.А.Есенина «Шаганэ». Расставьте ударение. Безударные слова с помощью стрелок присоедините к ударным. Определите, сколько орфографических и сколько фонетических слов в I,II,III,IV строках? В транскрипционных скобках обозначьте редуцированные звуки. Прочтите вслух, соблюдая правила произношения.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!  
Потому, что я с севера, что ли, [ ][ ]    [ ]     
Я готов рассказать тебе поле,  
Про волнистую рожь при луне. [ ]     rye
Шаганэ ты моя, Шаганэ.  

 

² ЗАДАНИЕ 3. Прослушайте II строку стихотворения С.А.Есенина «Шаганэ». Расставьте ударение. Безударные слова соедините с ударными. Стрелками обозначьте направление движения безударного слова к ударному. Определите количество ударных слов в каждой строке.

 

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте следующие сочетания безударных и ударных слов. Обозначьте редуцированные звуки. Покажите с помощью стрелок направление движения безударных слов к ударным:

 

потому что, что ли, что луна, как бы ни был,  не лучше.

 [ ][ ]   [ ] [ ]       [ ]

  

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте III, IV, V строфы стихотворения «Шаганэ». Расставьте ударение. С помощью стрелок укажите направление движения безударных слов к ударным. В транскрипционных скобках обозначьте редуцированные звуки.

 

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

                     [ ]   

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне [ ] [ ]     
По кудрям ты моим догадайся.      locks, guess
Дорогая, шути, улыбайся,  
Не буди только память во мне  [ ]                              [ ]    wake, arouse
Про волнистую рожь при луне. [ ] [ ]     

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!  
Там, на севере, девушка тоже,  
На тебя она страшно похожа,  [ ]    terribly
Может, думает обо мне...                     [ ][ ]     
Шаганэ ты моя, Шаганэ.  

 

² ЗАДАНИЕ 3. Прослушайте запись стихотворения С.А.Есенина «Шаганэ». Обратите внимание на произношение гласных звуков в безударной позиции. Прочитайте вслух. Следите за произношением. Выучите на память всё стихотворение.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочтите на память стихи А.С.Есенина “Шаганэ».

 

 

Урок 7

 

ТЕМА 7. Особенности произношения групп согласных в русском языке.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте вслух. Проставьте обозначение звуков, соответствующих сочетанию букв «тс», «тьс», «дс»:

 

братский, детство, присутствовать, отсутствовать, начинается,

  [ ]      [ ]            [ ]          [ ] [ ]                    [ ] 

улыбается, является, занимается, учится, городской, наследственный.

      [ ]      [ ]          [ ]   [ ]     [ ]          [ ]

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте следующие слова, в транскрипционных скобках отметьте звуки, возникающие на месте сочетаний зж, сж, зш, сш, сч, зч, жч: [ж̅], [ш̅], [ш’]:

 

позже, сжать, безжалостный, высший, расширяться, с шумом, исчез, 

[ ] [ ]     [ ]                 [ ]    [ ]         [ ]        [ ]

заказчик, мужчина, мозжечок, безжизненный, изжога, изжевать;

[ ]    [ ]       [ ]        [ ]              [ ]    [ ]             

из желудка, без желез, с железами, из школы.

 [ ]           [ ]    [ ]           [ ]              

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Слёзы людские». Подчеркните в тексте те сочетания, которые изменяются при произношении. Объясните, как и почему они изменяются.

 

Слёзы людские, о слёзы людские, tear
Льётесь вы ранней и поздней порой… to flow
Льётесь безвестные, льётесь незримые, secret, invisible
Неистощимые, неисчислимые, inexhaustible, innumerable
Льётесь, как льются струи дождевые jet
В осень глухую, порою ночной.  

 

² ЗАДАНИЕ 4. Прослушайте чтение стихотворения “Слёзы людские». Проверьте, правильно ли вы выполнили задание 4. Что ещё вы отметили при слушании стихотворения?

 

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте стихотворение вслух. Следите за произношением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: