3.1 Материально-производственные запасы, их классификация
3.2 Оценка материально-производственных запасов
3.3 Документальное оформление поступления и расхода материальных ценностей
3.4 НДС по операциям (МПЗ) материально-производственных запасов
3.5 Синтетический учет (МПЗ) материально-производственных запасов
3.1 Материально-производственные запасы, их классификация
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенные для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).
Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).
Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы; прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.
Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально- производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).
МПЗ в учете отражаются на счете 10 «Материалы», к которому открываются следующие субсчета:
1 «Сырье и материалы»;
2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3 «Топливо»;
4 «Тара и тарные материалы»;
5 «Запасные части»;
6 «Прочие материалы»;
7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
8 «Строительные материалы»
9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
Смотри План счетов.
3.2 Оценка материально-производственных запасов
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования; начисленные проценты по кредитам, предоставленные поставщикам (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях: затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО);
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным способом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
3.3 Документальное оформление поступления и расхода материальных ценностей
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства.
Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
В отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами.
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Документальное оформление расхода материальных запасов.
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов).
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывают отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.
Неотфактурованные поставки – это поставки, по которым нет сопроводительных документов (счет-фактура, накладные и т.д.)
3.4 НДС по операциям МПЗ
НДС по производственным запасам организации учитывают на субсчете 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Документом, в котором выделяется НДС, является счет-фактура, в котором поставщик (подрядчик) проставляет общую цену и выделяет из нее сумму НДС, одновременно занося ее в книгу продаж. Покупатель, приобретая материальные ценности (работу и услуги), отражает сумму НДС в книге покупок.
Сумму НДС отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость», по субсчету «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Дт 19 Кт 60,76 – НДС
В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщиком за материальные ресурсы, списывают с кредита счета 19 (субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам») в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Дт 68 кт 19/3 – НДС
При продаже материальных ресурсов в бухгалтерском учете делается проводка
Дт 90/3 Кт 68 – НДС
Если в целях налогообложения (см.Главу 25 НК РФ) доходы и расходы определяются кассовым методом, то в учете НДС будет отражаться следующим образом:
Дт 90/3, 91 Кт 76 – НДС
Дт 51 Кт 62 – оплата от покупателей за поставленные товары
Дт 76 Кт 68 – НДС
Если доходы и расходы определяются методом начисления, то в учете НДС будет отражаться следующим образом:
Дт 90/3, 91 Кт 68 – НДС
3.5 Синтетический учет МПЗ
Пример 1.
Организация приобрела сырье по цене 118000 руб., в том числе НДС – 18000 руб. Кроме того, стоимость доставки сырья составила 14750 руб., в том числе НДС 2250 руб. Сырье оприходовано на склад. Счета поставщика и транспортной компании оплачены.
Дт 10 Кт 60 – 100 000 руб. (118000 – 18000) – на сумму стоимости сырья
Дт 19 Кт 60 – 18000 руб. – учтена сумма налога на добавленную стоимость по оприходованному сырью
Дт 10 Кт 60 – 12500 руб. (14750 – 2250) – на сумму стоимости услуг транспортной компании
Дт 19 Кт 60 – 1500 руб. – 2250 руб. – на сумму НДС
Дт 60 Кт 51 – 118000 руб. – на сумму денежных средств, перечисленных поставщику материалов
Дт 60 Кт 51 – 14750 руб. – на сумму денежных средств, перечисленных транспортной организации
Дт 68 Кт 51 – 20250 руб. (18000 + 2250) – на сумму НДС, подлежащую вычету
Пример 2.
Организация продает материалы. Договорная цена продажи 8850 руб., в том числе НДС 1350 руб. стоимость материалов по данным бухгалтерского учета 5000 руб. Счета оплачены, для целей налогообложения применяется метод начисления.
Дт 62 Кт 91-на сумму договорной стоимости материалов 8850 руб.
Дт 91 Кт 68-на сумму НДС 1350 руб.
Дт 91 Кт 10- на сумму стоимости материалов 5000 руб.
Дт 91 Кт 99-на сумму прибыли от продажи материалов -2500 руб. (8850 руб. -1350 руб. -5000 руб.).
Дт 51 Кт 62 – оплата – 8850 руб.