Тема 2. Учет основных средств и нематериальных активов

2.1 Понятие и оценка основных средств

2.2 Переоценка основных средств

2.3 Учет амортизации основных средств

2.4 Документальное оформление движения основных средств

2.5 Учет поступления основных средств

2.6 Выбытие объекта основных средств

2.7 Понятие, классификация и оценка НМА

2.8 Документальное оформление движения НМА

2.9 Поступление и создание НМА

2.10 Учет амортизации НМА

2.11 Учет выбытия НМА

2.12 Понятие и оценка основных средств

 

    Правила бухгалтерского учета основных средств установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 03.03.2001 г. N 26н.

    ОС - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

    Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время и изнашиваются постепенно. К ним относятся; здания/ сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, скот (рабочий, продуктивный и племенной), многолетние насаждения и другие основные средства (фонды библиотек, архивов и музеев; киноматериалы; произведения изобразительных искусств и т.п.). В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования. Кроме того, в основных средствах числится малоценный производственный и хозяйственный инвентарь длительного использования.

    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, по первоначальной стоимости.

    Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за  исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

    Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

    суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

    суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по' договору строительного подряда и иным договорам;

    суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

    регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

    таможенные пошлины;

    невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

    иные затраты.

    Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

    Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, технике и т.д.) (переоценка, дооценка, уценка).

 

2.2 Переоценка основных средств

    Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации:

 Дт01 Кт83.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов:

Дт91 Кт01.

    Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода:

Дт 01 Кт91.

    Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет суммы дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды:

Дт 83 Кт01.

    Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода:

Дт 91 Кт01.

    При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации: Дт8 Кт84.

 

2.3 Учет амортизации основных средств

Основные средства относятся к техническому капиталу организации, который используется длительное время, претерпевая постепенные изменения в виде физического и/или морального износов, а также исчерпывая свою финансовую полезность.

    Под амортизацией понимается процесс постепенного перенесения стоимости средств труда (по мере их износа или исчерпывая свою финансовую полезность эксплуатационных свойств) на себестоимость, выпускаемой продукции. А под амортизационными отчислениями - частичные суммы стоимости данных долгосрочных активов, относимые на себестоимость продукции, на финансовый результат или на нераспределенную прибыль (т.е прибыль, оставшуюся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей).

    Амортизационные отчисления согласно нормативным документам бухгалтерского учета - это ежемесячные суммы, накапливаемые для последующей замены основных средств. Накопление этих сумм начинается на следующий же месяц после приемки объекта основных средств в эксплуатацию.

    Согласно ПБУ 6/01 используются четыре способа определения сумм амортизационных отчислений:

    линейный способ;

    способ уменьшаемого остатка;

    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

    способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Начисление амортизации на объекты основных средств:

Дт 20,23,25,26,44-Кт 02

 

2.4 Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

    Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

    На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы организации.

    Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).

    Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

    Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж; с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

    На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования.

    Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

    Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

    Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа- актом на списание автотранспортных средств.

    Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календаре месяце.

    По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств на основе инвентарных карточек.

2.5 Учет поступления основных средств

    В бухгалтерском учете приобретение основных средств отражается по дебету калькуляционного счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», по первоначальной стоимости (сумме фактических затрат, связанных с приобретением основных средств).

 

Основные бухгалтерские проводки:

 

№ п\п Операции Дебет Кредит
1 Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставной капитал. 08 75
2 Оприходованы основные средства, поступившие от поставщиков, прочих лиц, прочих лиц 08 60, 76
3 Учтен НДС, выделенный в счете -фактуре поставщика, поставившего основные средства 19 60, 76
4 Приняты безвозмездно поступившие основные средства 08 98
5 Оприходованы выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства 01 91
6 Введен в эксплуатацию объект основных средств 01 08
7 Учтены расходы, связанные с поступлением объекта основных средств 08 60, 76

 

Аренда основных средств.

    Арендная плата за основные средства, используемые в производственной деятельности по договору текущей аренды, включается организацией- арендатором в себестоимость туристского продукта и облагается НДС.

В бухгалтерском учете арендатора делаются следующие проводки:

Дт 26,44 Кт 76- начислена арендная плата

Дт 19 Кт 76- учтен НДС по арендной плате

Дт 76 Кт51- оплачен счет арендодателя

 

Например.

    ООО «Аист» приобрело компьютер по цене 18000 руб., в том числе НДС -  3 000 руб. Кроме того, организация понесла дополнительные расходы, связанные с настройкой компьютера. Сумма таких расходов составила 9000 руб., в том числе НДС – 1500 руб.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 - 16000 руб. (16000- 3 000) -приняты к учету расходы, связанные с приобретением компьютера.

 

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 - 3000 руб. - учтена сумма налога на добавленную стоимость по оприходованному компьютеру.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 - 7500 руб. (9 000- 1500) -приняты к учету расходы, связанные с настройкой компьютера.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 1500 руб. - учтена сумма налога на добавленную стоимость по работам, связанным с настройкой компьютера.

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 23500 руб. (16000- 3 000) - принят к учету компьютер по сумме фактически произведенных затрат.

 

2.6 Выбытие объекта основных средств

    Выбытие (списание) ОС возможно при продаже, вследствие физического или морального износа и непригодности дальнейшего использования, вследствие утраты или безвозмездной передачи.

    Выбытие основных средств, в результате продажи или передачи сторонней организации, оформляется актом (накладной) по форме ОС-1. На основании этого документа делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств по форме ОС-06.

    Согласно Плану счетов, выбытие основных средств отражается следующим образом. К счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета списывается первоначальная стоимость объекта основных средств, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

 

 

№ п/п Операции Дебет Кредит
1 Списана первоначальная стоимость объекта основных средств 01/ выбытие ОС 01
2 Списана сумма начисленной амортизации 02 01/ выбытие ОС
3 Списана остаточная стоимость объекта основных средств 91 01/ выбытие ОС
4 Учтены расходы, связанные с продажей объекта основных средств 20,23,25 10,70
5 Списаны расходы, связанные с продажей основных средств 91 20,23,25
6 Отражена продажная стоимость станка 62 91
7 Начислен НДС на сумму выручки от реализации 91 68
8 Начислен НДС по безвозмездно преданным основных средств 91 68

Например.

    ООО «Дельта» решило продать станок по цене 240000 руб. (в том числе НДС - 40000 руб.). Первоначальная стоимость станка составила 300000 руб. Сумма начисленной к моменту продажи амортизации- 120000 руб. Станок был демонтирован. Расходы по демонтажу составили 5000 руб.

    В учете ООО «Дельта» эти операции будут отражены следующим образом:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01- 300000 руб.- списана первоначальная стоимость станка.

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 120000 руб. – списана сумма амортизации, начисленная к моменту реализации станка.

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 180000 руб. – списана остаточная стоимость станка.

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10,70,.. - 5000 руб. – учтены расходы, связанные с демонтажем станка.

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 23 - 5000 руб. – списаны расходы, связанные с демонтажем станка.

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 - 240000 руб. – отражена продажная стоимость станка.

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 – 40000 руб. – начислен НДС.

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99 – 15000 руб. – отражен финансовый результат от продажи станка (прибыль).

    Доходы и расходы от списания объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

 

2.7 Понятие, классификация и оценка НМА

    Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования (более одного года), не имеющие материально - вещественного содержания (физической субстанции), но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход, размер которого определяется с высокой степенью неопределенности.

    Особенностью стоимостной оценки нематериальных активов организации является то, что они имеют реальную ценность не благодаря их материальным носителям, а в силу правовой защищенности условий их использования.

    В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относятся имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

     не имеет материально - вещественной (физической) структуры;

     может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

     предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

     используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

     не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

     способно приносить организации экономическую выгоду;

     имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.)

    Для учета нематериальных активов большое значение имеет соблюдение порядка оформления передачи организации прав на их использование. Например, согласно ст. 1027 и 1028 Гражданского кодекса РФ передача в пользование прав на фирменное наименование, коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию и другие объекты исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.) по договору коммерческой концессии (франчайзинг) предусматривает обязательную регистрацию договора органом регистрации правообладателя.

    Франчайзинг - предоставление крупной «родительской» компанией кому-нибудь лицензии (франшизы) на производство товаров или услуг под фирменной маркой этой компании (обычно на фиксированный период и на ограниченной территории).

 

Виды нематериальных активов:

1. Объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентными и авторскими правами, оформляются и передаются на основе лицензионных и авторских договоров. К таким активам относятся:

патенты на изобретение;

промышленные образцы;

селекционные достижения;

свидетельства на полезные модели;

фирменные наименования;

товарные знаки;

ноу-хау - коммерческие, технологические, финансовые и организационные секреты;

знаки обслуживания - обозначения, позволяющие различать однородные услуги юридических и физических лиц;

программы для ЭВМ;

базы данных;

технологии интегральных микросхем;

авторские права на производителя.

2. Права пользования природными ресурсами, земельными участками, недрами.

3. Отложенные затраты - организационные расходы и расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Организационные расходы – расходы организации в период ее создания до момента регистрации.

4. Деловая репутация – разница между покупной и оценочной стоимостью имущества, т.е. разница между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно - финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы.

    Различают два вида оценки нематериальных активов:

    первоначальную;

    остаточную

    В бухгалтерском учете нематериальные активы при их постановке на учет отражаются по первоначальной стоимости, которая зависит от способа приобретения и определяется аналогично первоначальной стоимости основных средств.

    Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических затрат на приобретение объекта за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

    Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных учредителем в качестве вклада в уставной капитал, определяется по договоренности сторон.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией безвозмездно, определяется по рыночной стоимости на дату оприходования и подтверждается документально или экспериментальным путем.

    Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных в данной организации, определяется как сумма фактических затрат на их создание за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

    Первоначальной стоимостью нематериальных активов, полученных по договору мены, т.е. в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

    Под остаточной стоимостью нематериальных активов понимается разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа. По остаточной стоимости нематериальные активы отражаются в разделе 1 бухгалтерского баланса.

 

2.8 Документальное оформление движения НМА

    В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому организации должны сами разрабатывать формы соответствующих документов исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Закона о бухгалтерском учете, определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.

    В соответствии с особенностями нематериальных активов в документах по их поступлению и выбытию должна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования: первоначальная стоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации и некоторые другие реквизиты. Особое внимание следует обратить на правильность перехода права на владение нематериальными активами. Например, приобретение права на объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели и др.), должно подтверждаться соответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в патентном отделе. Приобретенные права должны быть оформлены договорами с юридическими и физическими лицами.

    Особенностью некоторых нематериальных активов как объекта учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

 

2.9 Поступление и создание НМА

    В бухгалтерском учете приобретение нематериальных активов отражается по дебету калькуляционного счета 08 «Капитальные вложении», субсчет «Приобретение отдельных объектов НМА», по первоначальной стоимости.

 

№ п\п Операции Дебет Кредит
1 Акцептован счет поставщика в связи с приобретением НМА 08 60,76
2 Учет НДС 19 60,76
3 Приняты к оплате счета за услуги, связанные с приобретением НМА 08 60,76
4 Принят к учету объект НМА по первоначальной стоимости 04 08
5 Оплата счета поставщика 60,76 51
6 Возмещение НДС из бюджета 68 19
7 Отражение фактических затрат по созданию НМА 08 02,10,50,51, 69,70
8 Начислен НДС на затраты по созданию НМА 08 68
9   Списаны расходы по созданию НМА при вводе его в эксплуатацию 91 08
10 Принят к учету созданный объект НМА 04 91
11 Внесение НМА в счет вклада в уставной капитал 08 75
12 Оприходован безвозмездно полученный объект НМА 08 98

2.10 Учет амортизации НМА

    Нематериальные активы используют длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы т оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. Величина амортизационных отчислений исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самой организацией исходя из первоначальной или остаточной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не свыше срока деятельности организации). Срок полезного действия нематериальных активов определяется самой организацией; при затруднениях в установлении этого срока он принимается за 20 лет. По окончанию срока полезного использования нематериальных активов амортизацию по ним не начисляют.

    По объектам, по которым погашается их стоимость, амортизация начисляется одним из следующих способов:

    линейным способом - исходя из норм, начисленных организацией на основе срока их полезного использования;

    способом уменьшаемого остатка;

    способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

    Применение одного из этих способов начисления амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

    По аналогии с основными средствами, начисление амортизации по нематериальным активам целесообразно начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию, и прекращать 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия из эксплуатации.

    Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в бухгалтерском учете двумя способами:

     накоплением начисленных сумм;

     путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

    При первом способе начисление амортизации по нематериальным активам дебетуют счета издержек производства или обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитуют счет 05 «Амортизация нематериальных активов».

    При втором способе первоначальная стоимость нематериальных активов списывается на счета издержек производства или обращения непосредственно со счета 04 «Нематериальные активы». Этот способ отражения амортизационных отчислений применяют по организационным расходам и положительной деловой репутации организации. Они амортизируются в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.

 

2.11 Учет выбытия НМА

    Основными видами выбытия НМА являются их продажа, списание вследствие непригодности, безвозмездная передача, передача в счет вклада в установленные капиталы других организаций.

 

№ п\п Операции Дебет Кредит
  Реализованы НМА:

 

1 на остаточную стоимость 91 04
2 на сумму амортизации 05 04
3 на расходы по выбытию 91 70,69,76,..
4 на сумму выручки 51 91
5 на сумму НДС 91 68
  Переданы НМА в счет вклада в уставные капиталы других организаций:

 

6 На остаточную стоимость 58 04
7 На сумму амортизации   04
8 На стоимость консультационных услуг 58 76
9 На превышение договорной стоимости над остаточной 58 91
  Переданы безвозмездно НМА:

 

10 На остаточную стоимость 91 04
11 На сумму амортизации 05 04
12 На расходы по передаче 91 70,69,76,..
13 На сумму НДС 91 68

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: