Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Слайд № 4
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS.
Слайд № 5
- Кто знает, что означают эти три буквы?
-Что изучает экология?
-Почему человека не может не волновать состояние окружающей среды? Обоснуйте свой ответ.
- Что можно отнести к окружающей среде? (выбрать из списка на доске необходимое и составить ассоциативный куст)
-Какая цель урока урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
Пальчиковая гимнастика
Открытие нового знания. Работа по теме урока.
-Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить.
-Послушайте историю о лесе.
Слайд № 6 Лес
– Жил был лес.
Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
-Каких зверей вы узнали?
Фабрики
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Вырубленный лес
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
Ученик:
- Я - лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
– А сейчас мы постараемся исправить экологическую ситуацию в нашем лесе.
Задание №1
Работа в группах
– У вас на столах лежат листочки с описанием деревьев, прочитайте описание, отгадайте дерево. Найдите его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
■ Дерево — символ России. Береза.
■ Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. Осина.
■ Дерево, из которого делают спички. Сосна.
■ Дерево медонос — это... Липа.
■ Лиственный кустарник, растущий в скверах и парках, стреляющий семенами из стручков. Акация.
■ Тянется вверх из желудя. Дуб.
■ Его листья похожи на детские ладошки. Клен.
■ Щеточкой растут короткие иголочки. У елки.
■ Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. Рябина.
■ В конце лета это растение дает вкусные, съедобные лесные орешки. Орешник.
■ В ней созревают кедровые орешки и сосновые семена. Шишка.
■ Растение, из листьев которого делали венки для награждения олимпийцев. Лавр.
(Породы деревьев вывешиваются на доску).
Слайд № 7 Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в разные игры.
Задание №2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)
Работа в группах
(музыкальная заставка «Пение птиц в лесу»)