Приставка о- – … окружить.
Приставка по- – … покружить.
Приставка за- – … закружить.
— Удивительно! Вместе с приставками слово «кружить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Приставки слово окружили, покружили, закружили.
— Дети, приставки пристали к слову «летают». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Вылетают, взлетают, долетают, залетают, облетают, отлетают, перелетают, подлетают, прилетают, улетают).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далеки
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льётся,
Это время года
осенью зовётся.
Майя Ходякова
Ситуация общения «Родственные осенние слова»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
|
|
Беседа.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
Закружилась в небе осень,
Закружила всё вокруг.
И листочки, и дождинки
По дорожке в сад бегут.
Вместе с солнышком пурпурным
Осень льёт осенний свет.
И раскрасила в лесочке
Всё грибочки в яркий цвет.
Осень пышно нарядилась
И на праздник к нам пришла,
И корзину с угощеньем
Всем ребятам принесла.
Галина Вихарева
— Дети, вы помните, что в мире слов есть родственные слова. Я назову слова, а вы определите, от какого слова произошли эти родственные слова.
Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).