Лист очки — листв енный — лист венница — лист ья. (Лист).
Дожд инки — дожд ик — дожд евик — дожд ливый. (Дождь).
Лес очек — лес ной — лес ник — лес овик. (Лес).
Гриб очки — гриб ной — гриб ница — гриб ник. (Гриб).
Трав яной — трав ник — трав ница — трав ушка — трав инка. (Трава).
Ветр яные — ветер ок — ветр ы — ветр ище — ветр одуй. (Ветер).
Холод ок — холод ище — холод ный — холод нее — холод ильник. (Холод).
— Потрясающе, дети! Родственные слова узнали, главное слово правильно назвали.
Речевая ситуация «Рассказ об осени»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
Разговор.
— Дети, рассказ об осени составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.
Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.
|
|
Лексический материал.
Листья деревьев пожелтели, потому что… (ответы детей).
В солнечный осенний день хочется на улицу, чтобы… (ответы детей).
На улице пасмурно и дождливо, поэтому… (ответы детей).
Когда на улице дождь и ветер, мы… (ответы детей).
Слушая музыку и стихи поэтов об осени, я … (ответы детей).
— Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ об осени.
Беседа «Предложения об осени»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Познакомить детей с понятием «предложение». Формировать умение детей выделять предложение из текста рассказа. Упражнять детей в умении распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память детей.
Беседа
— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ.