Северо-Кавказский филиал
Кафедра административного и финансового права
Дисциплина: Административное право
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
(уровень бакалавриата)
Курс 4/19 ОФО
Методическая разработка лекции
Тема 3. Физические лица как субъекты административного права
Подготовил: к.ю.н., доцент,
доцент кафедры
Волкова Виктория Владимировна
Объем времени, отводимого для изучения темы: 4 часа
Место проведения: лекционный зал (учебная аудитория), ВКС
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый метод.
Данная тема обеспечивает формирование следующих компетенций: ОПК 2
ПЛАН
1. Понятие, основные виды и элементы административно-правового статуса гражданина.
2. Административная правосубъектность граждан.
3. Административные права и обязанности граждан Российской Федерации.
4. Административно-правовые ограничения и административно-правовые гарантии прав граждан.
5. Административный порядок защиты прав и законных интересов граждан.
6. Защита прав и законных интересов граждан в порядке административного судопроизводства.
7. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Понятие, основные виды и элементы административно-правового статуса гражданина.
Административная правосубъектность граждан.
Под субъектом АП понимается участник управленческих отношений, который наделен административно-правовой нормой правами и обязанностями, а также способностью вступать в административно-правовые отношения.
Под субъектами административного права обычно понимаются органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений.(Ломакина)
Правовой статус включает в себя несколько элементов (В.В. Малько):
1 ) структура статуса, включает в себя административную
правоспособность, дееспособность, гражданство
с гражданством связаны специфические права и обязанности физического лица в области АП - служба в армии, госслужба... гражданство признается элементом статуса не всеми учеными)
Административно-правовой статус граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.
Различают правосубъектность общую (обладает гражданин) и специальную (обладают государственные органы и должностные лица)
Под административной правоспособностью следует понимать возможность данного субъекта вступать в правовые отношения, то есть иметь права и обязанности административно-правового характера. Например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы — с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет.
Административная правоспособность граждан не может быть отчуждена или передана другому липу.
Однако гражданин может быть в этом временно или частично ограничен в случаях, предусмотренных исключительно федеральным законом, о чем четко прописано в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Административная дееспособность — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.
Административная право- и дееспособность может наступать одновременно или в разное время.
Так, для органов исполнительной власти административная право- и дееспособность наступает одновременно, то есть с момента образования органа и юридического закрепления их компетенции.
Для граждан — в разное время. Для них административная правоспособность возникает с момента рождения (право пользования медицинской помощью, жилищем и т. д.), административная дееспособность может возникнуть с 16 лет (по достижении этого возраста гражданин может нести административную ответственность).
Что касается предприятий, то они, являясь субъектами административного права, обладают административной правоспособностью, однако их дееспособность по осуществлению управленческих функций реализуется не самим предприятием, а его администрацией, органом управления.
То же самое характерно и для таких субъектов административного права, как Российская Федерация и субъекты РФ. Они, обладая административной правоспособностью, в конкретных административно-правовых отношениях не участвуют. Административная дееспособность этих субъектов реализуется представляющими их органами исполнительной власти или управления.
2) содержание статуса: в данном случае содержанием являются
отношения властного характера; административные отношения; праваобязанности;
3) механизм регулирования статуса: включает в себя принципы
правового статуса, гарантии прав, способы защиты и реализации прав.
Существуют различные классификации:
- граждане и юридические лица (больше цивилистическое направление - А.А. Алехин);
- органы государства и их агенты, общественные организации и их органы, граждане (Ц. А. Ямпольская);
- Ю.А. Тихомиров выделяет 1) органы исполнительной власти; 2) органы управления организациями; 3) должностные лица и служащие государственных организаций; 4) граждане; 5) другие органы; 6) общественные объединения.
Но все они неточны.
Более правильно, Д.Н. Бахрах, А.А. Демин - коллективные и индивидуальные.
Индивидуальные субъекты:
1) граждане РФ
2) иностранные граждане и лица без гражданства
3) должностные лица (государственные служащие) - в отдельных случаях субъектом АП может быть должностное лицо, а не орган, который представляет это должностное лицо, (например, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел вправе только начальники территориальных УВД и приравненных к ним ОВД и их заместители)
Коллективные субъекты:
1) государственные организации:






