Культура начала XX века

Реферат по истории и культуре Республики Башкортостан

На тему: «Культура Башкирии в конце XlX- начале ХХ в.»

 

Выполнила:

студентка 2 курса реж. отд.

Заочной формы обучения

Кафедры режиссуры и

мастерства актера

Гильмутдинова А.А

Проверил: Коновалов Н.А.

 

Уфа – 2020

Введение

В 1798 году в Башкирии была введена кантонная система управления. По этой реформе башкиры и мишаре переводились в военное сословие, а вся территория края подразделялась на административные единицы – кантоны.

 

Культура XIX века.

 

Изменения в хозяйственно-бытовом укладе. В XIX веке начался новый этап в организации башкирских селений, связанный с перестройкой их по уличным планам. В 1843 году вышел указ оренбургского генерал-губернатора, предписавший перестроить деревни, расположив улицы прямыми и правильными линиями. Бани и кузницы, во избежание пожаров, должны были переноситься за пределы усадьбы – на берег реки или озера. Одновременно правительство избавлялось от мелких поселков и хуторов. По случаю перестройки деревень жителям разрешалось выбирать для поселения более удобные места.

Административные меры способствовали обновлению деревень. В 1846г. в башкирских и мишарских кантонах было выстроено 3622 дома, в 1847— 13950, в 1849—2625. По сведениям П. Небольсина, в начале 50-х гг. в башкирских и мишарских селениях насчитывалось около 90 тыс. вновь построенных домов. Жилой фонд обновился почти на 1/3. В результате перестройки аулы приблизились к селениям европейского облика с характерным для него архитектурным устройством.

Жилища у башкир были невысокими. Небольсин, посетивший башкир в отрогах уральских гор, писал, что дома в этих местах складываются всего в 13 венцов, при этом высота дома составляет 2,1метр.

Образование в крае. К началу 60-х гг. XIX в. в Оренбургской губернии насчитывалось всего 240 начальных школ различных ведомств с 7609 учащимися. Это было значительным шагом в развитии народного образования в крае. Тем не менее, школ не хватало. Одна начальная русская школа приходилась примерно на 8,5 тыс. жителей. Школьники по отношению ко всему населению губернии составляли не более 0,4%.

Постепенно появились средние учебные заведения. 11 октября 1828г. в Уфе открылась мужская гимназия с 18 учениками. Это были преимущественно дети дворян.Курс обучения в гимназии был сначала четырехгодичный, а с 1835г. семилетний. Гимназия готовила учащихся к поступлению в университет и гражданской службе. В ней преподавались древние и новые языки, русская словесность, математика, физика, география, история и др. С 1853г. изучался также язык тюрки. Царское правительство держало под контролем учебно-воспитательный процесс в гимназиях страны. В 40-е годы в них было отменено преподавание статистики и логики, признанных «науками политическими»; курс математики был сокращен. Одновременно усилилось внимание к древним языкам. Эти перемены были направлены на то, чтобы молодежь «не заразилась вольнодумством».

В 1832г. в Оренбурге открылась начальная женская школа для дочерей военных и гражданских виновников. В 1848 г. она была преобразовала среднее учебное, заведение, а в 1855г. — в закрытый институт благородных девиц.

В 1800г. в Уфе начала работать духовная семинария, из которой в 1818 г. выделилось духовное училище. Это были закрытые сословные учебные заведения, куда принимались почти исключительно дети духовенства. Основное внимание в духовных учебных заведениях уделялось преподаванию богословских дисциплин. Вместе с тем в них изучались математика, физика, история, новые и древние языки. Кругозор выпускников был довольно широким, и некоторые из них выбирали себе светскую карьеру, становились учителями, поступали в университеты и т. д. В 1830г. в Уфимской семинарии в миссионерских целях было введено обучение татарскому, башкирскому, чувашскому разговорным языкам.

Существенное развитие в крае получило специальное образование. 2 января 1825г. в Оренбурге открылось Неплюевское военное училище. Наряду с детьми русских офицеров и чиновников, в училище принимались и дети башкирской, мишарской, татарской и казахской знати. В 1844г. училище было преобразовано в кадетский корпус. В соответствии с учебной программой он делился на два эскадрона. В первом преобладали военные дисциплины, во втором — восточные языки и предметы, связанные с земледелием и лесным хозяйством.

В Оренбурге в 1836г. открылось училище земледелия и лесоводства, а в 1841г. — фельдшерская школа при военном госпитале. В них будущие смотрители общественных запашек, лесничие, фельдшера и оспопрививатели получали начальное образование и некоторые специальные познания.

В соответствии со «Штатами Главного правления Уральских горных заводов» 1847г. в Златоусте с 1848г. начало работать окружное училище, в котором обучались дети мастеровых и чиновников горной службы. Выпускники училища определялись в писцы, чертежники, цеховые ученики, а дети инженерно-технического персонала обычно направлялись для продолжения образования в Екатеринбург, в Уральское горное училище.

В русских учебных заведениях детей нерусских народов обучалось немного. С целью подготовки чиновников для Башкирского войска в 30—50-е годы было выделено для башкир 20 вакансий в Казанской гимназии и университете, 30 — Оренбургском кадетском корпусе, 40 — фельдшерской школе, 32 — батальоне военных кантонистов, 10 — Петербургском повивальном институте. Из русских учебных заведений вышли такие прогрессивные общественные деятели и просветители как М. Уметбаев, С. Кукляшев, М. Бикчурин, оставившие заметный след в культуре и общественной мысли дореволюционной Башкирии. В конце 30-х — начале 40-х гг. около 300 башкирских юношей были отправлены в Петербург, Москву, Казань, Ижевск и Оренбург для обучения различным ремеслам. Условия были тяжелыми. Многие из посланных юношей не выдерживали и бежали, 97 человек умерли от различных болезней.

В конце 50-х гг. башкир стали принимать в городские приходские и уездные училища, а с 1860г. для них были учреждены кантонные школы, работавшие по программе русских приходских училищ. В них обучали чтению, письму, арифметике, а в некоторых и мусульманскому вероучению.

К отмене кантонной системы управления в 9 городских приходских и уездных и 32 кантонных (4 из них женские) училищах училось свыше 600 башкирских детей (из них 30 девочек).

Но основным типом школ для башкирского и татарского населения оставались мектебы и медресе. К началу 60-х гг. XIX века в Оренбургской губернии насчитывалось до 600 мусульманских школ, в которых было более 20 тыс. учащихся.

В конце XVIII - начале XIX в. идея-тельности мусульманских школ произошли перемены. В 1789г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, в функции которого входил надзор за мектебами и медресе. Чтобы облегчить наблюдение за их работой, школы дозволялось открывать «только при мечатях» и лишь муллам, имеющим официальный указ о назначении на должность. Обучение башкир и татар частными учителями запрещалось. Подчинение мектебов и медресе Духовному собранию усилило в них позиции ислама и идеологии господствующих классов, внесло в школьную жизнь формализм. Содержание и методика обучения были консервативны. Но благодаря усилиям передовых учителей, учебный процесс вносились изменении, ведущие к улучшению результатов обучения.

Важным событием в развитии просвещения башкир и татар стало книгопечатание в Казани на арабском шрифте. С 1801г. началось издание учебников для мусульманских школ, которые распространялись и в Башкирии. Наряду с религиозными книгами, печаталось немало полусветских и светских произведений.

В 1836 г. в Уфе открылась первая в Башкирии публичная библиотека. Она была частной и за пользование книгами взимала плату. В 1850г. в библиотеке

насчитывалось 968 книг. Позднее была создана библиотека при канцелярии Оренбургского генерал-губернатора.

В 1831г. в Оренбурге при военном училище открылся первый краеведческий музей. В его организации приняли деятельное участие магистр философии Т. К. Зан из ссыльных поляков и писатель, лексикограф и этнограф В. И. Даль, состоявший чиновником особых поручений при генерал-губернаторе. Музей, включающий в себя разнообразные «предметы естественной истории» края, а также «коллекции одежд и оружия и других предметов домашнего быта и промышленности разных здешних народов и других стран», быстро рос.

Здравоохранение. Организация медицинских учреждений я Башкирии началась в XV111 веке. Первыми были открыты военные госпитали. На горных заводах возникикли лазареты.

С начала XIX в. большое внимание стало уделяться борьбе с оспой. В уездных городах были открыты оспенные комитеты, принимались меры по подготовке кадров оспопрививателей, в том числе из башкир. В 1850г, в крае насчитывалось 476 оспопрививателей. Среди населения велась разъяснительная работе о пользе прививок.

Но несмотря на определенные сдвиги служба здравоохранения была еще не в состоянии оказать населению действенную медицинскую помощь. Сеть лечебных учреждений оставалась не развитой. Врачей было мало. К отмене крепостного права в крае 1 врач или фельдшер приходился на 14 310 жителей обоего пола. Нехватка больниц и врачей не могла не сказаться на высоком уровне заболеваемости, общей в детской смертности. В крае периодически вспыхивали эпидемии.

Духовная культура. В XIX веке башкиры участвовали во многих военных походах русской армии. Все это находило отражение в песнях, легендах и приданиях. Особенно ярко в песнях отразился патриотический подъем, охвативший народные массы башкир в связи с нападением на страну наполеоновских полчищ. Роль народных масс наиболее образно показана в своеобразном произведении под названием «Вторая армия», сочетающем в себе элементы эпических сказаний - кубаиров, песен, легенд и преданий. С исключительным мастерством в нем описывается, как в ответ на призыв русского народа, Родины — России башкиры поднялись на борьбу с иноземными захватчиками: когда донеслась весть о войне, «словно от удара молнии вздрогнул и воспрянул народ на Урале».Изображению общенародного подъема посвящены и предания-песни о военном предводителе башкире Кахым-туре («Кахым-туря»), хотя, судя по названию, эти сюжеты, казалось бы, нацелены на прославление доблести отдельной героической личности.

Фольклорные материалы об участии башкир в. Отечественной войне 1812г. освещают события в их развитии. В них рассказывается о боях с войском Наполеона, о победном вступлении русской армии и находившихся в ее рядах башкирских воинов в Париж и о возвращении их в 1815г. на родину («Кахым-туря», «Башкиры на войне с французами», «Абдрахман Акъегетов», «Янсары-батыр», «Баик»).

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземного врага укрепила дружбу между двумя народами. Башкирская песня «Кутузов» прославляет великого русского полководца, а в песне «Любизар» рассказывается о признательности русского полководца башкирским воинам. Произведения башкирского устно-поэтического творчества об Отечественной войне 1812г. проникнуты возвышенным героическим пафосом.

В рассматриваемый период традиционный репертуар фольклора пополнился новыми сюжетами о социальных противоречиях в башкирском обществе. Деспотизм и самодурство кантонных начальников, назначаемых царскими властями из числа башкирских феодалов и богачей, вызвали к жизни целый ряд исторических песен, гневно осуждающих произвол кантонных чиновников. Среди них — «Кулуй-кантон», «Тухват-кантон» и др.

Широкое развитие получили фольклорные произведения о быте и семейно-брачных отношениях. Весьма познавательны предания и предания-песни, в которых повествуется о старинном бытовом укладе и обычаях башкир. Характеры героев проявляются здесь в драматических обстоятельствах, обусловленных феодально-патриархальными отношениями. Исходной сюжетной ситуацией чаще всего является насильственная выдача девушки замуж (обычно за богатого старика). Классический образец данного сюжетного типа — предание-песня «Таштугай».

В целом ряде преданий-песен опоэтизированы образы героических свободолюбивых женщин, подчеркнутаих нравственная чистота, верность в любви, решительность действий, красота не только внешнего, но и внутреннего облика («Гильмияза», «Ауазбика», «Махуба» и др.).

 

 

Культура начала XX века.

Народное образование. В начале XX века условия социально-экономического и культурного развития страны требовали значительного расширения сети народного образования, а также улучшения качественных сторон школы — совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения доли светского обучения, повышения уровня квалификации педагогического персонала. Успешномуразвитию просвещения препятствовалцелый ряд сдерживающих факторов, в частности, недостаточное внимание к нуждам образования со стороны правительственных органов,бюрократическая игромоздкая система управления школой, первая мировая война, революционные события и т.д. Уровень образованности и элементарной грамотности значительной части населения был крайне невысоким. Кроме того, в силу неравномерного социально-экономического развития многочисленных регионов России далеко неодинаковым был и уровень образования в них. Окраины страны, в отличие от центральных городов и промышленных центров, были крайне слабо обеспечены сетью учебных заведений и квалифицированными педагогами.

Неблагополучной в этом плане была ситуация на территории Башкирии (Уфимская и часть Оренбургской губерний). Особенно сложно обстояло дело с обучением детей нерусских народностей. Царизм в значительной мере оказывал миссионерско-русификаторский нажим на нерусские школы, в силу чего мусульманские учебные заведения, в частности, развивались главным образом благодаря общественной поддержке.

Вполне очевидной была необходимость реформирования всей системы народного образования. На заседаниях Государственной Думы неоднократно обсуждались вопросы введения всебщего начального обучения. Проекты всеобуча, в частности, разрабатывались и Уфимским губернским земством. Однако начавшаяся в 1914г.первая мировая война воспрепятствовала реализации многих реформаторских замыслов в сфере просвещения. Земские собрания были вынуждены значительно сокращать свои ассигнования на постройку школьных зданий и открытие новых учебных заведений. Тем не менее, рост народных училищ в предреволюционные годы происходил преимущественно по линии земств. Так, с 1913/14учебного года по 1916/17 год количество земских школ в Уфимской губернии увеличилось с 1173 до 1339. Количество школ духовного ведомства за указанный период времени почти не изменилось — соответственно 365 и 370. Число министерских и «прочих светских» учебных заведений по губернии даже заметно сократилось - с 328 до 300.

Таким образом, общеобразовательные учебные заведения до революции принадлежали различным ведомствам. Главными содержателями школ государственного сектора были губернские и уездные земства, духовные учреждения и Министерство народного просвещения. Кроме того, немало было школ, открытых по инициативе частных лиц и учреждений и содержащихся на их средства.

В Уфимской губернии наиболее распространёнными типами низших школ были начальные народные училища и мектебы (мусульманские начальные школы). Первые делились на одноклассные и двухклассные. Курс обучения в одноклассных училищах продолжался три, либо четыре года, в двух,классных - пять, либо шесть лет. Большая часть этих учебныхзаведений находилась всельской местности, что, в первую очередь, было связано со значительным преобладанием в губернии сельского населения над городским.

По национальному признаку народные училища распределялись в основном на русские, «инородческие», «русско-инородческие». В 1914/15 учебном году 62% начальных училищ в губернии были русскими. Башкирских и русско-башкирских училищ насчитывалось 9,8%, татарских и русско-татарских - 9,3%. В оставшихся школах (18,9%) обучались другие многочисленные народности края. Обеспеченность различных народов начальными училищами — одним из основных типов учебных заведений была, таким образом, неравномерной. Ведь около 60% населения Уфимской губернии составляли тогда нерусские народы, из них примерно 50%-башкиры и татары.

Значительная часть начальных училищ располагалась в неприспособленных домах. В Уфимской и Оренбургской губерниях 57% начальных училищ не имели своих помещений.

Мусульманские начальные учебные заведения - мектебы - открывались в основном по инициативе местных имамов (мусульманских священнослужителей). Часть мектебов открывалась по инициативе сельских обществ, а также частных лиц. Государственные учреждения не принимали участия в содержании мусульманских школ. Очень незначительная часть мектебов получала материальную помощь от земств.

К началу 1914г., по данным опросов Уфимской губернской земской управы, в губернии насчитывалось 1579 мектебов. Однако далеко не все мусульманские школы были в то время учтены и обследованы. Вероятнее всего количество мектебов приближалось к наличному числу мечетей в губернии (около 2000), муллы которых по установившемуся обычаю принимали на себя, наряду с обязанностями священнослужителей, обязательство по организации и заведыванию мектебами в их приходах.

Систематического начального образования мектебы не давали. Они не имели строго выработанных программ, на низком уровне были составлены учебники. Большинство мугаллимов (учителей) не имело специальной педагогической подготовки. 80% мектебов Уфимской губернии были совершенно лишены классного оборудования.

Несмотря на свои недостатки, мусульманские начальные школы всё же играли заметную роль в распространении элементарной грамотности среди башкир и татар.

Накануне октябрьских событий 1917г. некоторые просвещенцы выступали с предложениями заменить мектебы земскими русско-инородческими школами с увеличением в них программ мусульманского вероучения и родного языка. В ряде деревень края мектебы действительно стали закрываться и заменяться земскими начальными училищами. Однако среди татарской и башкирской общественности преобладало мнение в пользу сохранения мектебов как традиционных учебных заведений. При этом считалось необходимым коренным образом изменить программы преподавания в соответствии с ростом культурно-экономических запросов населения.

Среднее образование получали преимущественно в гимназиях и реальных училищах. В гимназиях преобладал классический характер обучения, главное внимание уделялось гуманитарным предметам. В реальных училищах преподавались в основном естественные и точные науки. В 1913г. в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 35 средних общеобразовательных учебных заведений.

Относительно широко были распространены мусульманские духовные (приближающиеся к средним) учебные заведения - медресе. В Уфимской губернии в 1913 г. их насчитывалось 323, в Оренбургской 26. Наиболее известными в те годы были медресе повышенного типа (джадидистско-светские) «Усмания» и «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

Учебные заведения повышенного типа оставались малодоступными для детей неимущих сословий. Отсутствовала должная преемственная связь между программами начальных и средних учебных заведений. Охват детей школьного возраста обучением был крайне невысоким.

Одной из наиболее острых проблем образования была нехватка педагогических кадров. Низким был уровень их квалификации. В 1913/14 учебном году из всего состава учителей начальных земских школ лишь незначительная часть (15,5%) имела законченное среднее педагогическое образование. В 1916/17 году этот показатель составил 18,1%. Среднее образование имели тогда 35,7% учителей и 46,2% лишь начальное образование.

В школах нерусских народностей многие педагоги недостаточно хорошо знали родной язык учащихся, что, безусловно, снижало качество учебно-воспитательного процесса. Так, по данным земской статистики, на 1 января 1916 г. из всех учителей «инородческих» школ Уфимской губернии только 63% знали родной язык своих подопечных «более или менее основательно», а 23% школьных учителей не знали его совсем.

Подготовка педагогических кадров значительно отставала от потребностей просвещения. К 1917г. в Уфимской губернии был один Учительский институт, открытый в 1909г. и не имевший,однако, статуса высшего заведения. Кроме того, имелись триучительские семинарии (в Благовещенске, Белебее и Стерлитамаке).

Издательское дело и печать. В начале XX века издательское Уфимской губернии вступило в новый этап своего развития.

Под влиянием промышленного подъема, охватившего губернию конце XIX века, увеличилось количество полиграфических предприятий не только в столице, но и в уездных городах. Как в целом по России, в полиграфической отрасли происходила концентрация производства и капитала, в результате чего в начале XX века в издательском деле появились акционерные объединения. В Уфе их насчитывалось 6, в Стерлитамаке, Златоусте, Мензелинске по одному. Их нельзя назвать издательскими центрами. Они не специализировались на выпуске определенного вида продукции, а выпускали самую разнообразную продукцию: от канцелярских бланков и визиток до отдельных книг, журналов. Издательско-полиграфическая деятельность совмещалась с книжной торговлей.

Процесс развития капитализма непосредственным образом отразился на газетно-издательском деле. Материальная база газет укреплялась за счет платных объявлений и реклам. Произошло разделение редакторской и издательской функции.

Важной составляющей издательского дела, развития полиграфической промышленности являлось формирование отряда служащих. В 1917г. их численность составляла 500 человек, которые были объединены в профессиональный союз под названием «Союз графических искусств».

На развитие печати повлияла запретительная политика местной администрации. Официальная охранительная цензура сдерживала развитие периодической печати. Программы существующих газет строго регламентировались. В результате такой политики, например, земство выпускало «Уфимский сельскохозяйственный листок», освещавший главным образом вопросы ведения сельского хозяйства. Рабочая печать находилась на нелегальном положении.

После первой русской революции в Уфимской губернии было организовано издание на языке тюрки. Значительное место среди продукции типографий «Восточная печать» («Шарык») и «Жизнь» («Тормыш») занимали произведения художественной литературы и фольклора, учебники и хрестоматии для новометодных школ, переводы русской художественной литературы и народных сказок, а также сочинения по истории, философии, этнографии тюркских народов. До революции 1917г. в губернии было выдано 260 книг на языке тюрки общим тиражом 72131 экз. По количеству изданий и их общему тиражу они уступали почти в три раза изданиям оренбургских типографий, где восточное книгопечатание получило сравнительно большее развитие. Издательства «Калям», «Hyp», «Акча», «Ир-шад» сыграли значительную роль в издании произведений башкирского фольклора, памятников истории, литературы башкирского народа. Появление книгопечатания на языке тюрки привело к более широкому распространению книги среди татарского и башкирского читателя, способствовало развитию просвещения края.

В годы первой русской революции местные партийные организации наладили выпуск своих печатных изданий. С 1 июля 1909г. неофициальная часть «Уфимских губернских ведомостей» выделилась в самостоятельную проправительственную газету «Уфимский край». 18 декабря 1905г. кадеты Уфы организовали выпуск «Уфимского вестника», с 9 апреля 1915г. конституционно-демократическая партия - «Уфимскую жизнь». В подпольных типографиях печатались «Уфимский листок», «Уфимский рабочий», «Солдатская» и «Крестьянская» газеты. С легализацией после февраля 1917 г. революционных партий возникла их печать: «Вперед», эсеровская «Земля и воля». Революционно-демократические организации - советские, народные комитеты стремились осуществить выпуск своих изданий. Партийные газеты выпускались и в уездных центрах: Златоусте, Стерлитамаке, Бирске, Мензелинске, Белебее.

На татарском языке в начале XX века в губернии издавалось: 2 - ежедневные газеты («Мусульманский мир» и «Жизнь») и 7 ежедневных различного политического направления.

Деятельность различных общественных организаций также отражалась в изданиях журнального типа. Уфимское семейно-педагогическое общество печатало иллюстрированный журнал «Вестник семьи и школы», Уфимский учительский институт - «Педагогический журнал», правление Оренбургского учебного округа - «Вестник». Из детских журналов известен журнал «Мозаика» Уфимской мужской гимназии. После февраля 1917 г. к имеющимся журналам прибавились «Известия союза учителей», юмористическая «Пчела» союза беженцев, «Уфимский кооператор» союза потребительских кооперативов и др. Оренбургское магометанское духовное собрание выпускало на татарском языке «Известия» и «Новые известия». Из православных изданий наряду с «Епархиальными ведомостями» печатались журналы «Сеятель» священника Хохлова, «Заволжский летописец» Восточно-русского просветительского общества.

В начале XX века Уфимское губернское земство выступало основным издателем. Его издательская деятельность носила планомерный и некоммерческий характер. Различные отделы Уфимского земства выпускали и бесплатно раздавали научно-популярные брошюры по проблемам медицины, экономики, агрономии, ветеринарии. Эти книги выходили не только русском, но и татарском, башкирском, чувашском и марийском языках. В мае 1913г. Уфимское земство созвало совещание представителей земств России о совместном издании учебников. Оно выработало программу и практические способы реализации этой важной задачи, но, к сожалению эта программа не воплотилась в жизнь.

Издательское дело в губернии испытывало трудности, связанные с недостатком финансов и литературных сил, низким уровнем образования большей части населения. Но оно играло возрастающую роль в экономике и особенно в общественно-политической и культурной жизни, способствовало росту грамотности населения и развитию общественного сознания, науки и образования края. Процесс становления издательского дела отличался динамизмом и шел по нарастающей вплоть до политических потрясений и революции.

Литература и искусство. Динамизм общественно-политического развития, рост национального самосознания народа, подъём грамотности, просвещения, расширение издательского дела способствовали значительному оживлению литературной жизни края.

Башкирская литература в начале XX века развивалась преимущественно в русле просветительского реализма. Р. Фахретдинов, З. Хади, М. Гафури затрагивали в своих произведениях общечеловеческие морально-этические проблемы, задумывались о необходимости совершенствования общественного строя, гармонизации человеческих отношений, отстаивали необходимость приобщения народа к европейским нормам жизни.

Усилился интерес писателей и учёных к изучению и распространению устного народного творчества. Известным собирателем башкирского фольклора был М. Бурангулов. Нелёгкая жизнь жителей Башкирии той поры нашла отражение в творчестве видного русского писателя Н. Крашенинникова.

В 1913 г. было положено начало созданию коллекции Художественного музея. Уроженец Уфы, известный русский художник М.В.Нестеров подарил родному городу 102 картины из своего собрания. 72 полотна принадлежали кистям русских художников второй половины XIX - начала XX вв. 30 работ были написаны самим Нестеровым. Музей открыл двери для своих посетителей в январе 1920г.

В начале XX века на территории Уфимской и Оренбургской губерний не было собственных театров, однако в крае довольно часто выступали приезжие театральные и музыкальные труппы. Рост самосознания народов Башкирии способствовал формированию национальных театров. В апреле 1906 г. видный театральный деятель И. Кудашев-Ашкадарский впервые в Уфе поставил спектакльна башкирском языке «Свет и тьма» по пьесе Островского. В мае 1907г. в Оренбурге была организована первая профессиональная труппа из начинающих башкирских и татарских артистов под руководством того же И. Кудашева-Ашкадарского. Впоследствии появился ещё ряд заметных театральных трупп - «Сайяр», «Hyp», «Ширкат». Расширялась сеть русских театров и любительских драматических кружков.

Кинематограф также постепенно проникал в культуру и быт народов края. До октябрьских событий 1917г. в Уфимской губернии действовало 10 киноустановок.

Определённые шаги были сделаны и в развитии музыкальной культуры Башкирии. Ещё в 1886г. в Уфе было организовано Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. Современники неоднократно отмечали интерес и любовь жителей города к музыке. Именно здесь в начале 1890-х гг. дебютировал будущий знаменитый оперный певец Ф.И.Шаляпин.

В конце XIX - начале XX вв. у башкир зародилась первоначальная форма коллективного исполнительства - унисонное хоровое пение. Народный поэт Башкирии Сайфи Кудаш в своих воспоминаниях отмечал, что «в деревенских школах в ту пору вошло в практику хоровое пение стихов Тукая и Гафури. До революции исследователи С. Рыбаков и М. Султанов занимались сбором и систематизацией башкирской народной музыки. Создавались различные самодеятельные музыкальные коллективы.

На рубеже XIX-XX вв. на территории Башкирии наблюдался подъем строительного дела. Характерной особенностью архитектуры края было стилевое многообразие. Любопытным и интересным памятником гражданской архитектуры в Уфе, выполненным в стиле модерн, являют дом П. Костерина. В этом же стиле с элементами эклектики были построены и такие известные уфимские особняки, как дом Е. Поносовой-Молло (инженер-архитектор К. Гуськов), М. Лаптева (архитектор Л. Щербачев), К памятникам неорусского стиля можно отнести Аксаковский народный дом (1908-1920-е гг., архитектор П. Рудавский). Традиции древнерусского и византийского зодчества прослеживаются в ряде величественных церквей, в частности, Александровской в Уфе (1886-1889) и Михаило-Архангельской в Белебее (1900). Элементы романтизма, а также азиатские стилевые мотивы воплотились в памятниках мусульманского культового зодчества, Четвёртой (1906) и Пятой (1906-1909) соборных мечетях Уфы.

Заключение

Таким образом, сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии России и рассматриваемого региона способствовали заметному подъёму культурной жизни края. Самобытные культурные традиции предшествующих эпох пополнялись и обогащались новыми направлениями, смелыми, а подчас необычными творческими поисками.

ЖИЛИЩЕ

К началу XIX века башкирские деревни состояли из одной, реже - двух-трех улиц. Общественным центром была мечеть с конусообразным минаретом.


Часть внутреннего интерьера юрты:

 

На рубеже XIX - XX веков у юго-восточных башкир можно было встретить самые разнообразные сооружения, начиная от корывого конического шалаша и кончая бревенчатыми избами. Наряду с бревенчатыми, дерновыми, саманными, т.е. из сырцового кирпича, плетневыми или каменными, сложенными из плетняка, крепленного глиной, бытовали различные типы лёгких кочевых жилищ.


Из кочевых самым примитивным является корывой конический шалаш, который известен в качестве летнего жилища бедных семей. Встречался также конический шалаш, покрытый кошмой.


Основным видом летнего жилища у юго-восточных башкир была решетчато-войлочная юрта. На юге-востоке и юго-западе были распространены сферические юрты тюркского типа. Вход в юрту закрывала кошма.

 

Внутри кибитки обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя. В центре кибитки в непогоду разводили огонь: дым от костра выходил в открытую дверь.

 

Юго-восточные башкиры в горно-лесной местности устанавливали на литовках небольшие бревенчатые избы (бурама). Бурама - это простой сруб, однокамерный, с двусатной крышей, с земляным полом, без потолка. Это жилище не имело окон, стены не конопатились, было много щелей, через которые проходил свет. В таких избах очаг располагался в одном из углов у входа. Бурама не была переносным жилищем, обилие строительного материала позволяло башкирам иметь такие срубы на каждой летовке.
Был также аласынь: это легкая постройка четырехугольного плана на деревянном каркасе, корывая, берестяная или лубяная без окон.


В любом старом башкирском доме видное место занимали нары вдоль передней - против входа - стены: на них сидели, ели, спали. Печь сооружали обычно справа от двери. Были распространены также печи-камины (сыуал) с прямым дымоходом. Рядом - очажок с вмазанным котлом.

 

 






ОДЕЖДА

Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани.

 В холодное время года башкиры носили овчинные шубы, полушубки и халаты суконные.

 


Налучье и колчан
(по Н.В.Бикбулатову)

 

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи (малахай) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.

Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки (ситек). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.


Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары (ыштан). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов, блях и монет. На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.


Башкирка в национальной одежде
(по С.Н.Шитовой)

 

Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время богатые башкирки носили шубы из дорогого меха - куницы, лисы, бобра, выдры (баса тун). Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.

 

 Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный небольшой платок. Юго-восточные башкирки, как и зауральские, долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором.

 

На юго-востоке Башкортостана поверх платка замужние женщины надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был . Это - шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине. Она богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками.

Повсеместно носили пуховую и шерстяную шаль. Встречались конопляные шали.


 Женская обувь мало отличалась от мужской. Это - кожаные туфли, сапоги, обувь с холщовыми голенищами.


Общей для мужчин и женщин обувью являлись чулки. У башкир чулки бывали трех видов: вязаные, шерстяные, суконные и войлочные.


В конце XIX - начале XX веков под влиянием городского населения башкиры начинают шить одежду из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Покупают обувь, головные уборы и одежду фабричного производства. Однако, традиционная народная одежда продолжала играть ведущую роль.

 









УТВАРЬ


Кожаная посуда

 

Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд (саба) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. В 1960-е годы старики рассказывали, что в конце XIX века на юго-востоке саба сохранились в наиболее зажиточных хозяйствах. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном (мортай), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок.

 

Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко.


 Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сухих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали.


Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр.


Кожаные сосуды шились конским волосом. Последний применялся также для приготовления всякого рода веревок.


В конце XIX - начале XX века в связи с уменьшением поголовья скота башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.


Деревянная посуда

 

В конце XIX - начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это - чаши для еды (ашлау, алдыр), кумыса, ковши для разливания кумыса (ижау), вазоялчки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники.

 

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев (батман) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.


Медная посуда

 

В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.

 

Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.
В конце XIX - начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.









ПИЩА

У башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог (эремсек) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали . Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму или эремсек. Это - катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Лакомством, которое также подавалось к чаю, был - свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был - кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран - кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.


Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты. Самим любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.
- одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название " " (пять пальцев") произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма - крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется - (казашья салма).
- лошадиные кишки, начиненные из цельной полосы конского сала и мяса, по другому говоря, конская колбаса. Она провялалась на солнце, перед употреблением в пищу варилась.

 Конская колбаса и сегодня является одним из наиболее лакомых и почетных блюд.
- жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром.


В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.


Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси и реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.


Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков - полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот), (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма, описанная выше, (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде), (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы), (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире), (блины, которые жарились в масле на сковородке) и (хлебная лепешка, печеная в золе).


Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.


Хмельными напитками башкир являлись асы бал и в юго-восточном Башкортостане - .


Асы бал - напиток опьяняющей и крепкий, кислушка. При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашливался дрожжами или кислым тестом. Для прготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем. Заквашенный мед ставили два-три дня в теплое место. За это время она приобретала надлежащую крепость. Асы бал приготовлялся башкирами повсеместно, где занимались пчеловодством. Кислушка не была повседневным напитком, она приготовлялясь, в основном, зимой для свадебных пиршеств, торжеств и т. п.


- опьяняющий напиток. Приготовлялась из зерен овса, ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на руяных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали, как и асы бал, и оставляли бродить дня на два-три. В настоящее время буза приготовляется башкирами особенно в Абзелиловском и Учалинском районах.


Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрушки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.

 













ХОЗЯЙСТВО

Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. В теплое время года периодически производилась смена пастбищ, зимой возвращались в аулы, но значительная часть скота оставалась на тебеневке, копытами добывая корм из-под снега. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Земледелие сначала играло незначительную роль, выращивались просо, ячмень, конопля и другие культуры. В лесной полосе преобладала подсечно-огневая система земледелия, в степной - переложная. Землю обрабатывали плугом-сабаном и различными типами борон. Роль земледелия стала возрастать с 17 в., и вскоре оно становится основным занятием, но кочевание в некоторых районах сохранялось до начала 20 в. В земледелии стала преобладать залежно-паровая и трехпольная системы, среди культур - озимая рожь и лен. Важную роль в лесной зоне играло пчеловодство, а в горах бортничество - сбор меда диких пчел. Повсеместно была распространена охота на волков, лосей, зайцев, куниц и другую дичь. Рыболовством башкиры занимались главным образом в северных районах, на зауральских озерах и горных речках. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви. Гончарство было неразвито, преобладало употребление кожаной посуды. Башкиры широко занимались лесными промыслами - заготовкой древесины, гонкой дегтя, смолокурением и углежжением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: