Социальная Организация

В составе башкирских племен были родовые подразделения - аймаки, объединяющие группы родственных семей - потомков одного предка по мужской линии, они сохраняли обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. В семейных отношениях большая семья постепенно уступала место малой, которая стала основной формой семьи в начале 20 в. В наследовании придерживались в основном миноратного принципа, по которому большая часть имущества доставалась младшему сыну, за что он должен был содержать престарелых родителей. Для брачных отношений было характерно многоженство (для богатых башкир), приниженное положение женщины, браки для малолетних. До начала 20 в. сохранялся обычай левирата - преимущественное право на брак с сестрой жены.

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Для религиозных верований башкир было характерно переплетение ислама с языческими доисламскими представлениями. Это хорошо видно на примере обрядности жизненного цикла. Так, во время трудных родов, чтобы облегчить их, стреляли из ружья, царапали роженицу по спине лапкой норки. Через три дня после рождения ребенка устраивали праздник наречения имени, он сопровождался трапезой. Браки совершались по сватовству, но имело место умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма. Размер его обсуждался во время свадебного сговора, в калым входили скот, деньги, одежда и другие ценности. Свадьбу справляли после его выплаты в доме родителей девушки, во время нее устраивали соревнования по борьбе, конные скачки и другие состязания развлекательного характера. Во время похорон тело умершего, завернутое в саван, приносили на кладбище и укладывали в нишу, устроенную в могильной яме. В некоторых районах над могилой сооружали бревенчатые домики.

 

Почитались природные объекты - озера, реки, леса, явления природы и некоторые виды животных и птиц. Существовала вера в низших духов - домового, водяного, лешего, албасты, а также верховное божество Тэнре. В сознании башкир-мусульман Тэнре слился с Аллахом, а низшие духи с исламскими демонами - джиннами и шайтанами. Для защиты от потусторонних сил носили обереги - кости и зубы животных, раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки с изречениями из Корана.

 

Многочисленны были календарные праздники башкир: каргатуй («грачиный праздник») в честь прилета грачей, во время которого угощались ритуальной кашей, водили хороводы, соревновались в беге, остатки каши с заговором оставляли на поле, весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целой округи, на котором решались важные общественные вопросы с совершением пиршеств, устраивались и общебашкирские джины.

В духовной жизни башкир большую роль играло песенно-музыкальное творчество: эпические сказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах - домре, кумызе, курае (род свирели).

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Богуславский Владимир. Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Географический энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

Марков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976.

Марушин В.А. Башкирия. Уфа, 1985.

Регионоведение. Учебник. - М.: Юнити, 1998.

Шувалов Е.Л., Степанов М.Н. Башкирия. Москва, 2006.

Экономическая география России. - М.: Юнити, 1999.

Этнология: Происхождение башкир. Уфа, 1995.

10. Баишев Ф.Н. Общественно-политические инравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1992.

11. Башкирия в революции 1905-1907 гг.: Сборник статей – Уфа:БФАН СССР, 1987 – 104 с.

12. Башкирская литература начала XX века. – Уфа, 1983.

13. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. – Уфа, 2001.

14. За власть народную: Сборник очерков – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. – 280 с.

15. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 года./ Под ред. Акманова И.Г. Уфа, 1991.

16. Мусульманские депутаты Государственной Думы России.1906-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. Л. А. Ямаева – Уфа: Китап, 1998. -384 с.

17. Политические партии и движения в Башкортостане: история и современность: материалы науч.-практ. конф. – Уфа: Издательство БГПИ,1997. – 104 с.

18. Творчество Ризы Фахретдинова. Исследования, материалы. – Уфа, 1978.

19. История и культура Башкортостана/ Автор-сост. Л.З. Танатарова. Уч. пособие. – Уфа, Изд-во УГНТУ, 2001.

20.  Страницы истории культуры. Уфа:УГНТУ,1995.

21. Усманова Д. Мусульманская фракция и проблемы ''свободы совести'' в Государственной Думе России (1906-1917). - Казань: Издательство Мастер Лайн, 1999. – 164 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: