Класс - на знакомство
Снежный ком
Возраст: 7-8 лет (1 класс)
Цель: позволить детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт. (1 стадия развития коллектива)
Инструкция: Для того чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно использовать игру «Снежный ком». Участники игры садятся или становятся в круг таким образом, чтобы они могли видеть друг друга. Все по очереди называют свое имя. Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Например, первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Усложнение: помимо своего имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени или соответствует его характеру. Например: Вера – верность, Сергей – смелый, Наталья – нежная...
Тихий разговор.»
Возраст: 6-8 лет (1 класс)
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом. (1 стадия развития коллектива)
|
|
Инструкция: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.
Упрощение: вместо фразы можно сказать слово.
Встаньте те, кто...»
Возраст: 6-8 лет (1 класс)
Цель: развить наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга. (1 стадия развития коллектива)
Инструкция: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...
• любит бегать;
• радуется хорошей погоде;
• имеет младшую сестру;
• любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа.
Усложнение: можно усложнить вопросы (будут включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?».
Представься с помощью куклы.»
Возраст: 6-8 лет (1 класс)
Цель: помочь снять напряжение и неуверенность, позволить детям лучше узнать друг друга. (1 стадия развития коллектива)
Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Инструкция: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе.
Усложнение: Ведущий и дети могут задавать дополнительные вопросы или уточнять. Твоя любимая игра? Как в неё играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чём ты мечтаешь? и т.д.
|
|
Имя и фрукт»
Возраст: 6-8 лет (1 класс)
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт; развить внимание. (1 стадия развития коллектива)
Инструкция: все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт.
Усложнение: каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков и фрукты, прибавляя к ним свое имя и фрукт.
Класс - на взаимодействие и сплочение коллектива
Корабли и скалы»
Возраст(класс): 7-8 (2 класс)
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать представление детей о работе в паре группе, ещё больше сплотить классный коллектив.
Инструкций по проведению: Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.
Варианты усложнения или упрощения: можно усложнить игру, чтобы например пара детей была скалой или кораблём, тем самым они научатся работать в паре.
Журналист»
Возраст(класс): (7-8 лет)2 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать представление о своих одноклассниках, узнать их получше.
Инструкций по проведению: На время игры (5 минут) все участники становятся "журналистами". После того, как им выдадут бумагу и ручку, и прозвучит сигнал к началу игры, ребята начинают узнавать у остальных их имена, фамилии, расспрашивать про хобби, будущую профессию и т.д. Ответы они записывают. Побеждают "журналисты", собравшие больше информации.
Варианты усложнения или упрощения: эту игру можно усложнить тем, что сделать её в форме диалоге, т.е по сути будут общаться два журналиста, они будут узнавать друг о друге и фиксировать это.
На что похоже настроение»
Возраст(класс): (7-8 лет) 2 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать умение работать в группе (коллективе) и своевременно отвечать на вопрос.
Инструкций по проведению: Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и задать вопрос «Какое у тебя настроение?» предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.
Варианты усложнения или упрощения: эту игру можно усложнить таким образом, что дети должны будут описать своё настроение или нарисовать его, позже представить.
Эстафета»
Возраст(класс): (7-8 лет) 2 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать умения у детей быстро и конкретно отвечать на вопросы при знакомстве, по средствам формирования коллектива в целом.
Инструкций по проведению: В соревновании участвуют 2 команды. Перед началом эстафеты каждый из ребят выходит вперед и говорит свои фамилию и имя.
У команд есть по листу ватмана. Игра состоит из двух этапов.
Этап 1. Игрок подбегает к листу и записывает на нем свою фамилию, по дороге обратно он должен прокричать свое имя. Так по очереди поступают игроки каждой команды.
|
|
Этап 2. Команды обмениваются листами. Теперь задача участников соревнования - написать напротив фамилии соперника его имя. Победа достается более точной команде.
Варианты усложнения или упрощения: усложнить эту игру можно тем, что пока ребёнок пишет свою фамилию на ватмане, он может рассказать о своих увлечениях, чем чаще всего он занимается в свободное время.
Волшебные картинки»
Возраст(класс): (7-8 лет) 2 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, по средствам создания рисунка и последующего его представления.
Инструкций по проведению: Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Варианты усложнения или упрощения: упростить игру можно так, что детей разделить на несколько групп (рисуют один рисунок на группу), это поможет им лучше контактировать в группе, прислушиваться кдруг другу.
класс - на взаимодействие
Автопортрет»
Возраст(класс): (8-9 лет) 3 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, по средствам создания рисунка и последующего его представления, формирование выражение своей индивидуальности, проявление склонностей.
Инструкций по проведению: Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
|
|
Варианты усложнения или упрощения: усложнить игру можно так, что детей разделить на несколько групп (рисуют один рисунок на группу, в котором рисуют каждого ученика на выбор), это поможет им лучше контактировать в группе.
Виноград»
Возраст(класс): (8-9 лет) 3 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, донести мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым.
Инструкций по проведению: Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены.
Варианты усложнения или упрощения: усложнить игру можно так, предложить детям порассуждать над вопросами:
Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Живая скульптура»
Возраст(класс): (8-9 лет) 3 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, уметь действовать сообща.
Инструкций по проведению: Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти в центр и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой. Затем к ним присоединяется в своей позе третий. И т.д.
Варианты усложнения или упрощения: усложнить игру можно так, можно сделать фотографию общей скульптуры и в последствии обсудить, на что она похожа.
Гармоничный танец»
Возраст(класс): (8-9 лет) 3 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, учить действовать сообща.
Инструкций по проведению: Дети разбиваются на пары. Один закрывает глаза. Он ведомый. Дети в парах стоят друг против друга, легко касаясь ладонями. Звучит медленная музыка. Ведущий пары делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
Варианты усложнения или упрощения: Можно разрешить ведомому выполнять движения сначала с открытыми глазами.
Волшебная палочка»
Возраст(класс): (8-9 лет) 3 класс
Цель(с учетом стадии развития коллектива): сформировать работу детей как одного коллектива, группы, учить оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично.
Инструкций по проведению: Детям демонстрируется «волшебная палочка».
«Это волшебная палочка. Волшебная она потому что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас она у меня. Значит, я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу Задаю вопрос.
Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к ответившему, если нет, останется у водящего.Все остальные участники будут следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, сообщите об этом топаньем.
Примеры вопросов:
-Назови страну, в которой мы живем
-Сколько детей в нашей группе?
-Как называют людей с одинаковыми именами?
-Кем ты доводишься маме, дедушке, тете?
-Почему дикие животные боятся человека?
-Чем может быть полезен обществу пожилой человек?
-Что в тебе самое хорошее?
-Что можно делать только вместе с другими людьми?
- На столе лежат входные - Трудно ли тебе сдерживать слезы?
-Есть ли у тебя друзья
Варианты усложнения или упрощения: усложнить игру можно с помощью каверзных вопросов, где будет несколько ответов.