Цель: формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с традиционными видами росписи по дереву
· научить техническим приёмам кистевой и графической росписи
· познакомить с основами цветоведения
Развивающие: -
· развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству
· способствовать развитию художественного вкуса
· развивать творческие способности
· формировать интерес к творческому познанию и самовыражению
Воспитательные:
· воспитывать уважение к культурному наследию своего народа
· воспитывать интерес и любовь к традиционным выдам росписи, как виду художественного творчества
· содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Планируемые результаты 2 года обучения:
Личностные:
создание педагогически- организованного общения с учащимися, вовлечение в процесс совместного мышления, совместной деятельности;
формирование художественной культуры учащегося;
формирование художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством педагога;
гражданская идентичность.
Метапредметные:
совершенствовать тематический характер работ;
углубить понятия художественного образа (подготовка замысла, его развитие, отбор подсобного материала и его обобщение);
умение строить художественный образ;
умение определять цель своей работы;
способность учащегося к сотрудничеству.
Предметные:
• дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;
• дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
• закрепить знания учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;
углубить понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета.
По итогам обучения по программе 2 года обучения, учащиеся будут знать:
· Основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Полох-Майданская роспись и Пермогородская роспись)
· Приёмы кистевой и графической Полох-Майданской и Пемогородской росписи
· Технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка…)
· Основы техники безопасности при работе с красками, лаком…
· Основы композиции
Будут уметь:
· Готовить изделие к работе
· Создавать эскиз по Полох-Майданской и Пермогородской росписи
· Выполнять разные виды кистевой и графической Полох-Майданской и Пермогородской росписи
· Выполнять последовательность в росписи
· Работать в цвете
Содержание программы 2 года обучения
Тема 1: «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с программой. Материалы и оборудование, необходимые для занятий росписью. Техника безопасности.
Общие сведения по программе
Тема 2: «Повторение теоретического и практического материала первого года обучения»
Теория: История возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России.
Практика: Выполнение небольшого задания по пройденному материалу.
Тема 3: «Повторение законов композиции и цветоведения»
Теория: Простые способы расположения изображения на бумаге согласно заданию. Выделение главного и второстепенного. Понятие близко - далеко, переднего и заднего плана.
Практика: Составление простейших композиций из элементов росписи.
Народные росписи Среднего Поволжья
Тема 4: «Ознакомление с техническими и художественными приёмами Полхов - Майданской росписи. Листья и веточки»
Теория: История происхождения Полхов - Майданского промысла. Показ образцов. Просмотр литературы. История быта и культуры, традиции и ремёсла, народные мастера Нижегородского края.
Практика: Выполнение простых элементов этой росписи (листья, веточки). Прорисовка прожилок у листьев.
Тема 5: «Ягоды и бутоны»
Теория: Понимание движения. Изучение традиционной цветовой гаммы.
Практика: Освоение элементов росписи - «ягода» и «бутон». Выполнение простейших композиций.
Тема 6: «Цветочки»
Теория: Ознакомить с изображением настоящих цветов на открытках. Объяснение, что цветы Полхов - Майданской росписи не копируют настоящие.
Практика: Нарисовать цветочки в той последовательности, в какой работают мастера, по представленным образцам.
Тема 7: «Майданская роза»
Теория: Майданская роза - это символ цветка. Последовательность выполнения узора.
Практика: Работа по образцу. Выполнение майданской розы.
Тема 8: «Роспись вазы»
Теория: Ознакомить с технологией составления эскиза узора для росписи вазы.
Практика: Выполнить эскиз и нарисовать, и раскрасить букет алых роз, состоящих из двух или трёх цветков, обрамлённых листочками.
Тема 9: «Гирлянда»
Теория: Знакомство с последовательностью выполнения узора гирлянды.
Практика: Работа по образцу. Нарисовать гирлянду.
Тема 10: «Деревянные лошадки»
Теория: Принципы составления эскиза росписи лошадки.
Практика: Создать эскиз и расписать лошадку цветочным узором.
Тема 11: «Цветочный узор»
Теория: Ознакомить с изображениями растительных элементов и построением крупных букетов.
Практика: Работа по образцу. Расписать цветы в букете в той последовательности.
Тема 12: «Роспись панно»
Теория: Композиция рисунка на панно с букетом роз.
Практика: Составление узора. Роспись панно в традиционной цветочной гамме Полхов - Майдонской росписи.
Тема 13: «Птички-невелички»
Теория: Традиционный сюжет росписи-птицы.
Практика: Работа по образцу. Нарисовать несколько птичек и раскрасить их.