«Весёлые узоры» (роспись по дереву)
первого года обучения
Цель: формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций русской национальной росписи и умения реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся с традиционными видами росписи по дереву
· научить техническим приёмам кистевой и графической росписи
· познакомить с основами цветоведения
Развивающие: -
· развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству
· способствовать развитию художественного вкуса
· развивать творческие способности
· формировать интерес к творческому познанию и самовыражению
Воспитательные:
· воспитывать уважение к культурному наследию своего народа
· воспитывать интерес и любовь к традиционным выдам росписи, как виду художественного творчества
· содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Планируемые результаты 1 года обучения:
|
|
Личностные:
формирование художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством педагога;
гражданская идентичность.
Метапредметные:
умение строить художественный образ;
умение определять цель своей работы;
способность учащегося к сотрудничеству.
Предметные:
понимание значения декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества;
умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, собственное отношение к предмету;
развитие моторики при помощи кисточки
развитие наблюдательности и умение эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развитие воображения в конкретных формах декоративно-прикладного творчества;
самостоятельное выполнение творческого задания и взаимодействие в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;
овладение изобразительным, декоративным, конструктивным, видами творческой деятельности.
По итогам обучения по программе 1года обучения, учащиеся будут знать:
· Основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая и Мезенская роспись)
· Приёмы кистевой и графической Городецкой и Мезенской росписи
· Технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка…)
|
|
· Основы техники безопасности при работе с красками, лаком…
· Основы композиции
Будут уметь:
· Готовить изделие к работе
· Создавать эскиз по Городецкой и Мезенской росписи
· Выполнять разные виды кистевой и графической Городецкой и Мезенской росписи
· Выполнять последовательность в росписи
Работать в цвете
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1: «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с программой. Материалы и оборудование, необходимые для занятий росписью. Техника безопасности.
Общие сведения по программе
Тема 2: «Роспись по дереву, как вид декоративно-прикладного искусства
Теория: Беседа - история возникновения и развития крестьянских росписей в различных областях России. Демонстрация образцов, выполненных педагогом и учащимися, из фонда творческого объединения «Весёлые узоры».
Тема 3: «Графические и кистевые виды росписи»
Теория: Знакомство с приёмами рисования. Кистевые и графические элементы росписи, прорисовка их. Правила подбора кистей для выполнения практических работ.
Практика:Прорисовка полос различной толщины, кругов, спиралей, точек, волнистых линий, штрихов, капелек на листе бумаги. Работа над элементами росписей (листья, капли, веточки, завитки, окружность, и т. п.).
Тема 4: «Виды орнаментов»
Теория: Беседа: орнаменты народов севера России, Среднего Поволжья, Центральной России. Семантика орнаментов: знак неба, дождя, светил, стихий, растений, земли, охранительные знаки
Практика: Составление традиционных орнаментов в круге, квадрате, полосе.
Тема 5: «Законы композиции»
Теория: Беседа: стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.
Практика: Составление простейших композиций из элементов росписи; эскиз росписи в круге и полосе.
Тема 6: «Основы цветоведения»
Теория: Беседа: сведения о цвете. Цветовой спектр. Основные и дополнительные, холодные и тёплые цвета. Ахроматический и хроматические цвета.
Практика: Составление световой полосы от светлого к тёмному.
Тема 7: «Подготовка деревянных поверхностей»
Теория: Беседа: увлажнение, сушка, шлифовка, тонирование, приготовление краски для фона и покрытие поверхности краской. Лакировка готового расписного изделия.
Практика: Подготовка изделия к лакировке
Народные росписи Русского Севера
Тема 8: «История и развитие крестьянских росписей»
Теория: Знакомство с наглядными пособиями, с работами учащихся (из фондов творческого объединения) и работами народных мастеров. Виды росписи северных областей России. Использование росписи в быту: посуда, орудия труда, предметы интерьера.