Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

 

МАГИСТРАТУРА 1 курс

Литература

Общение. Коммуникация

! Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие / Е.П. Ильин. - 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 592 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01604-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1055353

Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / под науч. ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 328 с.

Сальникова, Л.С. Современные коммуникационные технологии в бизнесе: учебник для студентов вузов / Л.С. Сальникова. — Москва: Аспект Пресс, 2015. - 296 с. - ISBN 978-5-7567-0766-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039464

Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения: учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 240 с. - ISBN 978-5-496-01849-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1055357

 

Общение. Коммуникация. Новинки

Баркович, А. А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация: учебное пособие / А. А. Баркович. - 5-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2020. - 288 с.

Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / O.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Инфра-М, 2020. — 286 с.

Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н.С. Ефимова. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. — 192 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0693-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1124318

Кабашов, С. Ю. Основы деловой (служебной) письменной речи в сфере управления: учебное пособие / С.Ю. Кабашов. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 163 с.

Основы теории коммуникации: учеб. пособие/ отв. ред. О.Я. Гойхман. — М.: ИНФРА-М, 2019.— 352 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-004792-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002726

Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков. — 5-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 488 с. - ISBN 978-5-394-03544-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093511

Шунейко, А. А. Теория и практика эффективной коммуникации: учебное пособие / А. А. Шунейко, И. А. Авдеенко. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2020. - 360 с.

 

Деловое общение

! Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бороздина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020.

! Кузнецов, И. Н. Деловое общение: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — 6-е изд. — Москва: Дашков и К, 2017. — 524 с. — ISBN 978-5-394-02804-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93544

Мальханова, И. А. Деловое общение: учебное пособие / И. А. Мальханова. — 6-е изд. — Москва: Академический Проект, 2020. — 246 с.

Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015.

Цуранова, С. П. Психология и этика деловых отношений. Практикум: Учебное пособие / Цуранова С.П., Павлова И.М., Вашкевич А.С. - Минск:РИПО, 2015. - 191 с.: ISBN 978-985-503-492-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/948670

Шутая, Н. К. Теория и практика делового общения: учебное пособие / Н. К. Шутая, О. О. Румянцева. - Москва: РГУП, 2018. - 120 с.

Яковлева, Н. Ф. Деловое общение: учебное пособие / Н. Ф. Яковлева. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 269 с. — ISBN 978-5-9765-1898-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/48344

 

Переговоры

! Шевелева, О. В. Организация ведения переговоров: учебное пособие / О. В. Шевелева. — 2-е изд. — Москва: Советский спорт, 2014. — 296 с. — ISBN 978-5-9718-0706-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51922

Асмолова, М. Л. Искусство презентаций и ведения переговоров: Учебное пособие / Асмолова М.Л., - 3-е изд. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 248 с.

Гуриева, С. Д. Теория и практика ведения переговоров: учебное пособие / С. Д. Гуриева. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 112 с.

Кеннеди, Г. Переговоры: Полный курс: Учебное пособие / Кеннеди Г., - 4-е изд. - Москва:Альпина Пабл., 2016. - 388 с.

Рыбкин, А. Г. Стратегия сложных переговоров: учебное пособие / А.Г. Рыбкин, О.К. Эмих. — Мjcrdf: ИНФРА-М, 2020. — 260 с. — (Высшее образование: Магистратура)

Хасан Б.И., Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии - М., 2003.

*Фишер Р., Путь к согласию: или переговоры без поражения - М., 1992.

 

Дискуссия

Курапина, Е. В. Дискуссионные технологии. Инновация в социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие / Е. В. Курапина. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. — 152 с. — ISBN 978-5-8114-5189-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140692

Милорадова, Н. Г. Мышление в дискуссиях и решении задач: учебное пособие / Н. Г. Милорадова. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 159 с. — ISBN 978-5-9765-1721-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119400

Яновская, И. В. Профессионально ориентированные риторика, дискуссия и общение: Учебное пособие / Яновская И.В. - Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2018.

 

Метафора. Сказкотерапия

Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка избушка, повернись ко мне передом...: Пособие / Вачков И.В., - 3-е изд., (эл.) - Москва:Генезис, 2017. - 290 с.: ISBN 978-5-98563-498-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/978610

Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: «Ось-89», 2005. – 144 с. (Действенный тренинг)

Емельянова, Е. В. Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений: Учебное пособие / Емельянова Е.В., - 2-е изд. - Москва:Генезис, 2016. - 466 с.

Ефимкина Р. П. Пробуждение спящей красавицы: психологическая инициация женщины в волшебных сказках / Р. П. Ефимкина. - СПб.: Речь, 2006. - 262 с.

Защиринская, О. В. Сказкотерапия в работе психолога: Учебно-методическое пособие / Защиринская О.В. - СПб:СПбГУ, 2016. - 134 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна. Мужские сказки [Текст]: тайный шифр: сокровищница подсказок для психолога и сказкотерапевта / Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 235, [2] с.

Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна. Тайный шифр женских сказок: сокровищница подсказок для психолога и сказкотерапевта / Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2014.

Оганесян, Н. Т. Практикум по психологии творчества: учебное пособие / Н. Т. Оганесян. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 527 с. — ISBN 978-5-9765-0016-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119414 (дата обращения: 22.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Пономарёва, В. И. Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии / В. И. Пономарева. — Москва: Академический Проект, 2020. — 244 с.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки/В. Пропп. – М.: Лабиринт, 2006. – 128 с.

Радина Н. К. Истории и сказки в психологической практике. Читать. Сочинять. Слушать. Спб.: Речь, 2006. - 208 с.

Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия - Москва, 2008. - (Библиотека психологии и психотерапии. гл. ред. Л.М. Кроль)

Стишенок, И. В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе: методические рекомендации / И. В. Стишенок. — 3-е изд. электрон. - Москва: Генезис, 2016. - 363 с. - (Сказкотерапия: теория и практика).

Ткач, Р. М. 50 целебных сказок для детей / Ткач Р.М., - 2-е изд., (эл.) - Москва:Институт Общегуманитарных Исследований, 2018. - 216 с.:. - (Доктор сказка. Золотая коллекция сказкотерапии)ISBN 978-5-7312-0958-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009666

Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. – М.: Прогресс, 1992. – 240 с.

Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры: методическое пособие / под ред. Л. Г. Бузуновой, О. П. Степановой. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2020. - 266 с.

Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.

 

ЧТО ДЕЛАЕМ                                                                       План работы

Аудиторная работа Самостоятельная работа
Основы теории Изучение литературы по темам
Коммуникация. Общение Теория     Чтение литературы
Переговоры Определение проблемного поля переговоров в ситуации «Майорка». Задание 1.   Ведение переговоров для урегулирования конфликта     Чтение литературы    
Дискуссия Упражнение «Диспут» Аргументация. Перефразирование. Понимание собеседника Лексика  делового стиля Групповые роли участников дискуссии     Чтение литературы
Работа с метафорой Анализ притч Задание 2. Теория: метафора в психологической помощи, сказкотерапия   Семинар. Обзор литературы по сказкотерапии. Задание   Практическое занятие «Работа с метафорой и сказкотерапия» - свободное содержание   Чтение литературы   Задание 2 (самостоятельно до занятия)     Задание 3. Обзор книги.     Задание 4. Подготовка описания случая/упражнения  

 

Задания

Задание 1. «Майорка»

Определение проблемного поля переговоров в ситуации «Майорка». Сформулируйте притязания, претензии и пакет предложений от каждой из сторон в предложенной ситуации.

Турагент участвовала в семинаре, посвящённом туризму, её туда направило руководство и оплатило организационный взнос. Стаж работы сотрудницы – меньше года. В организации есть другие турагенты, их опыт работы более 3 лет. Директор является владельцем. На семинаре проводился розыгрыш сертификата на Майорку по визиткам турагентств. Сертификат не именной.

Турагент: «Я работаю в турагентстве и на семинаре выиграла сертификат на 7 дней на Майорку, но директор турагентства забрала его у меня, списав это на то, что она выиграла его. На семинаре меня все видели, как вернуть мою награду? Тот, кто вручал, тоже запомнил меня!».

Проблемное поле переговоров

Притязание (я хочу) Я хочу, чтобы… Мне понравится, если… Это для меня важно, потому что…
Претензии к оппоненту Мне не нравится, что он… Я хочу, чтобы он…
Пакет предложений Предлагаю сделать это, потому что…

 

Задание 2.

Проанализировать притчи (см. Приложение).

Вопросы для анализа истории

1. О чём эта история?

2. Какую мысль в ней можно донести?

3. Что может измениться в сознании человека?

4. В каких ситуациях, для каких проблем она применима?

 

Задание 3. Осуществить анализ книги на тему сказкотерапии, работы с метафорой. Содержание обзора: название, автор, структура, стиль изложения, ключевые идеи, интересный фрагмент, индивидуальные впечатления в свободной форме.

Максимум 2 человека на одну книгу, презентация желательна. Объём доклада не более 4 страниц формата А4.

 

Задание 4. Подготовить практико ориентированный материал по теме «Работа с метафорой и сказкотерапия». Варианты: упражнение, техника, (например, дописать сказку), упражнения для метафорического тренинга, описание случая работы психолога с клиентом.

 

Вопросы к зачёту

1. Понятие «общение».

2. Структура общения.

3. Коммуникативный компонент общения.

4. Вербальная и невербальная коммуникация.

5. Понятие «переговоры», функции переговоров.

6. Проблемное поле переговоров.

7. Этапы, стадии переговорного процесса.

8. Виды переговоров.

9. Позиционный торг как стиль переговоров.

10. Метод принципиальных переговоров.

11. Партнерский подход к переговорам.

12. Понятие «дискуссия».

13. Функции, сферы применение дискуссий.

14. Виды дискуссии.

15. Правила ведения дискуссии.

16. Аргументация.

17. Групповые роли участников обсуждения.

18. Работа с метафорой – общая характеристика.

19. Роль притч и историй в психологической помощи.

20. Сказкотерапия как направление практической работы психолога.

 

К ЗАЧЁТУ Требования:

Посещение практических занятий и активное участие.

Выполнение заданий самостоятельно письменно и в аудитории.

Теоретическая подготовка


 

Приложение

Только часть правды

 

Пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы учить людей. Один из сторонников его учения обратился к нему с такими словами:

 – Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и ничему не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих бесчувственных людей.

Пророк выслушал его и ответил благосклонно:

 - Ты прав!

Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку:

 – Господин! Ты в благословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову.

Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал:

 – Ты прав!

 – О, господин, – обратился тогда к Мухаммеду его спутник, - одному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же чёрное быть белым.

Мухаммед ответил:

 – Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им обоим возражать. Один видит зло, другой – добро. Мог бы ты утверждать, что один из них сказал неправду, ведь люди как здесь, так и везде в мире одновременно  и злые и добрые. Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь неполную правду.

_____________________________________________________________________________________

Причина для благодарности

"Мне нужны деньги, не можешь ли ты одолжить сто туманов?" (денежный знак в Иране), - спросил один человек своего друга. "У меня есть деньги, но я их тебе не дам. Будь благодарен мне за это!"

Человек сказал с возмущением: "То, что у тебя есть деньги, а ты не хочешь мне их дать, на худой конец я еще могу понять. Но то, что я тебе за это должен быть благодарен, это не только непонятно, это просто наглость".

"Дорогой друг, ты попросил у меня денег. Я мог бы сказать: "Приди завтра". Назавтра я бы сказал: "Очень жаль, но сегодня я тебе их еще не могу дать, приди-ка послезавтра". Если бы ты опять пришел ко мне, я бы сказал: "Приди в конце недели". И так я бы тебя водил за нос до скончания века или, по крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь другой не дал бы тебе денег. Но такого ты бы не нашел, потому что только бы и делал, что ходил ко мне да рассчитывал на мои деньги. Вместо всего этого я тебе честно говорю, что не дам денег. Теперь ты можешь попытать счастья где-нибудь в другом месте. Так что будь мне благодарен!"

_____________________________________________________________________________________

Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда

 

Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка Мухаммеда. Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился и расстался с пророком только тогда, когда уже наступил вечер.

Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее место и возопил прерывающимся голосом: «О, господин! Сегодня утром я приехал на верблюде, чтобы послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда там нет, где я его оставил. Его нет нигде. Я был послушен тебе, внимал каждому твоему слову и верил во всемогущество Бога. А теперь, о, господин, мой верблюд пропал. Это ли божественная справедливость? Это ли вознаграждение за мою веру? Это ли благодарность за мои молитвы?» Мухаммед выслушал эти слова, полные отчаяния, и ответил с добродушной улыбкой: «Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда».

 

Две половины жизни

 

Однажды мулла, гордый обладатель лодки, пригласил школьного учителя своей деревни покататься с ним по Каспийскому морю. Школьный учитель уютно растянулся в лодке под тентом и спросил у муллы:

 – Как ты думаешь, какая сегодня будет погода?

Мулла определил, откуда дует ветер, посмотрел на солнце, нахмурился и сказал:

 – Если ты мне спрашиваешь, то у нас будет буря.

Школьный учитель в ужасе сморщил нос и сделал замечание:

 – Мулла, ты что, никогда не учил грамматики? Нужно говорить не мне, а меня.

Мулла, которого так отчитали, только пожал плечами и сказал:

 – Какое мне дело до грамматики?

Учитель был в отчаянии:

 – Ты не знаешь грамматики! Это значит, что половина твоей жизни пропала даром.

Как и предсказывал мулла, горизонт затянулся черными тучами, сильный штормовой ветер подстегивал волны, а лодку носило, как ореховую скорлупу. Громадные волны обрушивались на маленький челн. Тут мулла спросил учителя:

 – Ты когда-нибудь учился плавать?

Учитель сказал:

 – Нет, зачем мне было учиться плавать?

Мулла, широко улыбаясь, сказал:

 – Тогда ты потерял всю свою жизнь: наша лодка того и гляди потонет.

 

____________________________________________________________________________________

Тень на солнечных часах

 

Один восточный властелин решил доставить радость своим подданным и привез им, не знавшим, что такое часы, из своих странствий солнечные часы. Этот подарок изменил жизнь людей в его царстве.

Они научились распределять свое время, стали более точными, аккуратными, надежными, прилежными, и в результате все разбогатели. Наступило полное благоденствие.

Когда царь умер, его подданные стали думать, как бы им достойно отметить заслуги умершего. А так как солнечные часы являли собой символ благосклонности царя к своим подданным и были причиной их успехов, то они решили построить вокруг солнечных часов великолепный храм с золотым куполом.

Когда же храм был возведен и купол возвышался над солнечными часами, солнечные лучи уже не могли дойти до часов и тень, которая показывала людям время, исчезла. Люди перестали быть точными, исполнительными, прилежными. Каждый пошел своим путем. А царство распалось…

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: