Цель: применить теоретические знания закономерности наследственной признаки при решении задач по генетике.
Оборудование: инструктивные карточки, таблицы, методические рекомендации.
Ход работы:
Задание на ди-и полигибридное скрещивание.
Задача № 1.
У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом
1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову.
2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обоим парам признаков, с красной рогатой коровой?
Задача № 2.
У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.
1.Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
2.Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Задание № 3.
У человека ген карих глаз доминирует над геном определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготные?
Контрольные вопросы:
1. Что такое генотип, фенотип?
2. Назовите гомозиготы и гетерозиготы.
3. Что такое решетки Пеннета?
4. Дайте определение доминантным и рецессивным признакам.
Домашнее задание: Л.1. стр.205-207, повторить материал.
Практическая работа № 5
Тема: "Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой у растений."
Цель: изучить статистические закономерности модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую, вычислять среднюю величину модификационной изменчивости.
Оборудование и материалы: инструктивные карточки, раздаточный материал, гербарий.
Инструктаж по технике безопасности:
1. Изучить содержание и порядок выполнения работы и безопасные приёмы её выполнения.
2. Правила безопасности при работе с преправильными иглами, предметными и покровными стёклами.
3. Безопасные правила поведения при проведении работы, экспериментов.
Ход работы:
1. Пользуясь раздаточным материалом (листья разных растений) постройте вариационный ряд, обозначьте длину каждого листа.
2. Выпишите данные: Длина листа - V Количество листков -Р
Где V- варианта,
Р - частота встречаемости каждого варианта.
3. Постройте график модификационной изменчивости данного признака.
4. Используя данные построенного вариационного ряда, определить среднюю величину по формуле:
Где:
М – средняя величина, V- варианта, Р - частота встречаемости варианта, Σ – знак суммирования, n - общее число вариантов вариационного ряда.
5. По ходу работы каждому пункту сделайте необходимые пояснения.
6. Сделайте выводы к работе.
Контрольные вопросы:
1. В чем разница между модификационной и мутационного изменчивостью?
2. Какая изменчивость играет главную роль в эволюции и почему?
3. Что такое норма реакции и лежит за ее пределами? Какое значение имеет это свойство для эволюции?
Домашнее задание: Л.1, стр. 170-180, повторить материал.
Практическая работа № 6.