Тема: Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание

Цель: применить теоретические знания закономерности наследственной признаки при решении задач по генетике.

Оборудование: инструктивные карточки, таблицы, методические рекомендации.

Ход работы:

Задание на ди-и полигибридное скрещивание.

Задача № 1.

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову.

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обоим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача № 2.

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1.Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2.Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задание № 3.

 У человека ген карих глаз доминирует над геном определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготные?

Контрольные вопросы:

1. Что такое генотип, фенотип?

2. Назовите гомозиготы и гетерозиготы.

3. Что такое решетки Пеннета?

4. Дайте определение доминантным и рецессивным признакам.

 

Домашнее задание: Л.1. стр.205-207, повторить материал.

 

 Практическая работа № 5

Тема: "Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой у растений."

Цель: изучить статистические закономерности модификационной изменчивости, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую, вычислять среднюю величину модификационной изменчивости.

Оборудование и материалы: инструктивные карточки, раздаточный материал, гербарий.

Инструктаж по технике безопасности:

1. Изучить содержание и порядок выполнения работы и безопасные приёмы её выполнения.

2. Правила безопасности при работе с преправильными иглами, предметными и покровными стёклами.

3. Безопасные правила поведения при проведении работы, экспериментов.

Ход работы:

1. Пользуясь раздаточным материалом (листья разных растений) постройте вариационный ряд, обозначьте длину каждого листа.

2. Выпишите данные:       Длина листа - V Количество листков -Р

Где V- варианта,

Р - частота встречаемости каждого варианта.

3. Постройте график модификационной изменчивости данного признака.

4. Используя данные построенного вариационного ряда, определить среднюю величину по формуле:

Где:

М – средняя величина, V- варианта, Р - частота встречаемости варианта, Σ – знак суммирования, n - общее число вариантов вариационного ряда.

5. По ходу работы каждому пункту сделайте необходимые пояснения.

6. Сделайте выводы к работе.

Контрольные вопросы:

1. В чем разница между модификационной и мутационного изменчивостью?

2. Какая изменчивость играет главную роль в эволюции и почему?

3. Что такое норма реакции и лежит за ее пределами? Какое значение имеет это свойство для эволюции?

Домашнее задание: Л.1, стр. 170-180, повторить материал.

 

 

 Практическая работа № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: