МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий техникум промышленной автоматики»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
__________________В.С. Литвиненко
«____» ________________ 2020 г.
ИНСТРУКЦИИ
К выполнению практических работ № 1-6
по дисциплине ОБД «БИОЛОГИЯ»
для студентов
I курса всех специальностей
Рассмотрены на заседании
цикловой комиссии естественно-
научных дисциплин и БЖД
Протокол № 1 «31» 08.2020 г.
Председатель __ О.М. Пугачёва
2020
Практическая работа № 1
Тема: "Решение элементарных задач по молекулярной биологии"
Цель: закрепить теоретические знания решения задач по молекулярной биологии.
Оборудование: инструктивные карточки, методические рекомендации. таблица генетического кода, учебник.
Ход работы:
Задача № 1
Фрагмент молекулы ДНК содержит 560 тимидилового нуклеидов, что составляет 28% общего количества. Определите:
а) сколько в данном фрагменте адениловых, гуаниловых и цитидиловых нуклеотидов;
б) размер данного фрагмента
Задача № 2
В молекуле ДНК с относительной массой 69000 на долю адениловых нуклеотидов приходится 8625. Определите количество нуклеотидов каждого вида, если молекулярная масса одного нуклеотида 345.
Задача № 3
Определить последовательность нуклеотидов в цепи ДНК, если комплементарная цепь имеет такое строение:
ТАГ-АГЦ-ЦТА-АГА-ГТЦ.
Задача № 4
Молекула ДНК распалась на две цепи. Определена последовательность нуклеотидов в одной из цепей:
АТГ-ТАА-ЦГА-ЦЦГ-АТА-ГТА.
Задача № 5
Определите последовательность нуклеотидов ДНК, которая будет комплементарной такой:
А Т Г -А Ц Т- Г Г Т- А Ц Г -Т Т А -Г.
Задача № 6
Длина фрагмента ДНК 680 нм. Определите количество азотистых оснований в данном фрагменте.
Задача № 7
ДНК сперматозоида человека содержит 109 пар азотистых оснований. Определите длину ДНК.
Задача № 8
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет такой нуклеотидный состав:
АТГ-ГАЦ-АЦГ-ТГА.
Определите:
а) последовательность нуклеотидов во второй цепи ДHК;
б) длину этого участка ДHК
Практическая работа № 2
Тема: Сравнение клеток про- и эукариот.
Цель: повторить, углубить и обобщить знания об особенностях строения клеток про- и эукариот; сделать эволюционные выводы; совершенствовать навыки работы с микроскопом.
Оборудование и материалы: микроскоп, препараты растительной, животной, грибной клеток, таблица: «бактерии, вирусы», учебник.
Инструктаж по технике безопасности:
1. Изучить содержание и порядок выполнения работы и безопасные приёмы её выполнения.
2. Правила безопасности при работе с преправильными иглами, предметными и покровными стёклами.
3. Безопасные правила поведения при проведении работы, экспериментов
Ход работы:
1. Рассмотрите с помощью светового микроскопа:
а) растительную; б) животную; в) грибную клетки.
2. Зарисуйте увиденное, обозначив основные компоненты клеток.
3. Вспомните субмикроскопическое строение этих клеток, используя учебник, таблицы, дидактические пособия.
4. Заполните графу «Эукариоты» в таблице (см.ниже).
5. Вспомните строение бактериальной клетки с помощью дидактических пособий.
6. Заполните графу «Прокариоты» в таблице.
7. Вывод: заполните таблицу.
Признаки для сравнения | Прокариоты | Эукариоты | ||
Животные | Растения | Грибы | ||
Аппарат наследственности: а) ядро с хромосомами; | ||||
б) хромосомы, не отдаленные оболочкой. | ||||
Поверхностный аппарат: а) внешняя мембрана с клеточной стенкой; | ||||
б) внешняя мембрана без клеточной стенки. | ||||
Цитоплазма и ее структуры: а) внутриклеточные мембраны; | ||||
б) рибосомы; | ||||
в) лизосомы, митохондрии, комплекс Гольджи; | ||||
г) пластиды. | ||||
Формы размножения. | ||||
Половой процесс: | ||||
а) мейоз и оплодотворение; | ||||
б) без мейоза и оплодотворения; | ||||
Где происходит синтез белка. | ||||
Где происходит фотосинтез. | ||||
Признаки организации (одно-многоклеточные, колониальные) |
Контрольные вопросы:
1) Чем можно объяснить сходство и отличия растительной, животной, грибной клеток?
2) Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической и почему?
Домашнее задание: Л.1, стр. 65, повторить материал.
Практическая работа № 3