Общий источник знаний, роль мировоззрения и мировосприятия в получении знаний. Методология – как способ получения знаний одним из двух путей

Раннее нами было высказано предположение, что методология как учение о познании (о пути человека) вытекает из соответствующего мировоззрения. Как это понимать? На наш взгляд, основой знаний, которыми располагает индивид, делать лучше мировоззрение, а не методологию. Человек выбирает путь познания благодаря влиянию доминирующего мировоззрения. Однако  если у всего происходящего в мироздании, имеется некая основа (причина), то эта основа находится вне человеческого сознания (действующего состояния психики). А действует она через мировосприятие и мировоззрение человека, если говорить упрощённо.  Проясним некоторые детали по проблеме мировоззрения. Для чего, сначала вернёмся немного назад, где нами рассматривалась проблема философии.   

Сократ подчёркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Указание на соответствующий путь познания? В истории философии по сей день слово «философ» не означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость». Философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы. «Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания» [1, с.4]. Уже отнесение философии (мировоззрения) к научной сфере даёт основания считать, что философский путь познания ограничен объективным миром. «Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство» [17, с.10]. Подразумевается, структуру материи.

Но где «начинается» индивидуальное мировоззрение? Если философия относится к научной сфере, но общественного сознания. Далее по тексту будем принимать во внимание, что формой общественного сознания может являться культура. «Содержание социального опыта, установки, существующие в коллективном сознании, являются первичными компонентами мировоззрения, а индивидуальное мировоззрение – производным от социальных компонентов, вторичным» [3, с.18]. Индивидуальное мировоззрение, надо полагать, «вырастает» из коллективного сознания. Вместе с тем, различаются типы мировоззрения, также как и различают степени развития сознания. Мифологическое мировоззрение, религиозное, философское (в большей степени материалистическое мировоззрение, относящееся к научному виду). Мировоззрение – система субъективных (индивидуальных) взглядов на объективный мир.

Философия даёт систему знания о мире. Хорошо, но проблема в том, чтобы понять, как мы получаем знания. Философия – один из путей познания, и философии соответствует определённая методология познания. Мы постепенно отвечаем на вопрос, как формируется индивидуальное мировоззрение? И что стоит за выбором методологии? Попробуем «соединить» научный путь познания (философию) с соответствующей, направленной на внешний мир методологией, и частное мировоззрение. «Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим» [17, с.15].

Получается, философия – коллективный аспект, что-то общее (может быть, культурное явление), которое может выступить теоретическим ядром индивидуального мировоззрения. Пусть философия будет источником знаний об объективном мире, но она генерирует, так сказать, формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Иначе говоря, «любовь к мудрости», как путь познания, «производит» исторически наше материалистическое мировоззрение в своей высшей точке развития. Можно ли тогда сравнить философию с методологией? Каким образом причастна методология к становлению одного из видов мировоззрения? Если воспользоваться аналогией, то теоретическое ядро мировоззрения хранит совокупность накопленных знаний. Вокруг теоретического ядра образуется духовное облако взглядов. Чем шире сфера духовного облака, зависящая от ядра, черпающая от него энергетический потенциал, тем больше осведомлённость индивида. По всей вероятности, философия – высшая форма мировоззрения, откуда и проявляется методология, оказывающая влияние на индивидуальное мировоззрение.  За мировоззрением стоит сознание, разум. Процесс познания связан с повышением уровня мировоззрения, иначе, индивидуального сознания человека. Немного ниже мы постараемся ещё больше уточнить ситуацию с мировоззрением. «Так, по мере накопления навыков, опыта и элементарных знаний не только вставала проблема передачи их из поколения в поколение, но и все больше усложнялось само мировоззрение первобытных людей. На определенном этапе его развития, при достижении «критической массы» накопленных знаний в нем, как и в любой другой достаточно сложной системе, стало проявляться действие законов самоорганизации» [4, с.11]. Здесь показано, что мировоззрение может совершенствоваться, а в основе этого совершенствования – накопление навыков, опыта, знаний. Стоит также признать, что «Осознанно-осмысленная деятельность человека — это выражение его мировоззрения, через призму которого преломляются все потоки входящей информации». Потоки входящей информации преломлять, как раз, функция сознания. Познание человека – выражение его сознания, которое сравнивается с призмой. Мировоззрение рождается благодаря сознанию, точнее самосознанию человека. Самосознание – источник формирования мировоззрения. Причём развитие самосознания обусловлено объективным фактором (материальным аспектом). Отчего мировоззрение – это совокупность знаний об объективной реальности (материи) человека.

Осознание себя (человека) в мире – особенность индивидуального сознания.  На наш взгляд, позволительно утверждать, что самосознание человека (его индивидуальное сознание) проявляется как мировоззрение. Сопоставляя понятия «мировоззрение» и «сознание», мы неминуемо подходим к проблеме знаний. Знание – это обладание информацией. Познание – совокупность процессов приобретения знаний (получения информации). Согласно теории познания главное средство получения знаний — наш чувственный опыт. Поэтому многое зависит от чувствительности метода познания. Чувствительность – способность воспринимать раздражения. Развитие чувствительности напрямую сказывается на повышении уровня осведомлённости, приобретении знаний. Расширяется диапазон восприятия. Познание реальности ограничено. За гранью объективного физического, доступного изучению, лежат области неизведанного, недоступного ни чувствам, ни самым чувствительным приборам.

Индивидуальный опыт относится к понятиям теории познания. Опыт - это те знания, которые были приобретены в процессе жизни. Опыт - совокупность знаний, полученных человеком в процессе взаимодействия с внешним миром, а также в процессе собственных внутренних переживаний. Даётся указание на два возможных пути получения опыта? Жизненный опыт нарабатывается как в объективном аспекте, так и в субъективном. Следовательно, человек может приобретать знания, направляя своё сознание, как на внешний физический мир, так и на внутренний, психический мир. Восприятие человека субъективно. Но различают, физический опыт (объективен), эмоциональный опыт, ментальный опыт. Вместе с опытом приходят знания о действительности. Если сознание направлено на отражение действительности, существующее вне нас, то оно объективно. Наоборот, в случае направления на внутреннее отражение (отражение в себе), сознание субъективно.

Активность сознания, видимо, проявляется в двух противоположных направлениях. Одно направление внешнее, а другое внутреннее. Другими словами, «луч сознания» как бы фокусируется в двух возможных направлениях, в результате чего появляется соответствующее восприятие действительности (субъективное или объективное). Получается, если наше высшее «Я» сосредоточит фокус своего внимания, не принимая в расчёт физические раздражители, на психо-эмоциональном состоянии, то будет развиваться получение эмоционального опыта (восприятие эмоционального мира). Обратим внимание, для того, чтобы получить тот или иной тип опыта (набор знаний конкретного типа), нужно сосредоточить своё внимание в соответствующем направлении. В этом, наверное, суть выбора методологии получения знаний?   

Всё выше представленное было в качестве пояснения к вопросу мировоззрения, собранное на изложенных прежде материалах.  Продолжая исследование, будем всё-таки ориентироваться на общее и широко распространённое определение: «Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Стоит иметь в виду, что образное представление (о браз) – это отражение объективной реальности в сознании. Мировоззрение – система знаний или же система взаимосвязанных образов. С мировоззрением связывают несколько понятий:

«Мироощущение — отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных поступках и действиях, настроениях, чувствах. Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно-интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то мироощущение становится мировосприятием. Понятия: справедливость, добро, истина, правда, входят в мироощущение».

«Миропонимание — субъективный способ конкретного человека объяснить словами те образы, которые существуют у него в психике. Это, по сути, превращение образов в слова. Всё, с чем сталкивается человек в жизни, трансформируется в образы. Если человек уделяет преимущественно внимание иллюзиям и фикциям, то соответствующие образы и будут формироваться в его психике. Соответствующими будут и словесные объяснения различных образов».

«Мировосприятие — мир представляется в реальности, основанной на наглядных представлениях. Мировосприятие проявляется через отношение человека к действительности — мысли, чувства, поступки. По мере познания и накопления личного опыта мировосприятие может углубляться, расширяться». В этом определении важно обратить внимание на последнюю фразу, указывающую на то, что мировосприятие развивается на основе личного опыта. До этого было отмечено, что мировоззрение может совершенствоваться, а в основе этого совершенствования – накопление навыков, опыта, знаний.

Сейчас мы не будем затрагивать рассмотрение вопроса миропонимания, оно вытекает из мировоззрения при попытке объяснить то, что известно человеку об окружающем его объективном мире. Мироощущение – эмоциональное восприятие объективной действительности, проявляющееся тогда, когда человек не пытается ничего объяснять. Миропонимание и мироощущение – определённые следствия мировоззрения. Если мировоззрение – сформированная система знания, совокупность образов, то, что есть мировосприятие? «Мировосприятие - опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки». Мировосприятие участвует в зарождении мировоззрения, но в то же время является отличным от мировоззрения. Мировоззрение – система образов, имеющая отношение к объективному миру. Мировосприятие – формирует образы, субъективная основа. Мы бы ещё указали, мировосприятие или субъективное ощущение жизни, содержит элементы нравственности. В этом аспекте пока не будем углубляться в вопрос. Хотя, можно сказать, что мировоззрение – система знаний в количественном выражении, а мировосприятие влияет на структуру этих знаний, привнося качественный аспект. Но всё же, для чего мы сделали данное разграничение?

Дело в том, что мы «выявили», так сказать, нечто общее, субъективную основу мировоззрения, источник знаний, благодаря которому возможно формирование мировоззрения, как системы знаний. Это то теоретическое ядро (в данном контексте), которое, путём «наслоения» жизненного опыта, преподносит нам мировоззрение. Внешнее выражение этого теоретического ядра (в виде методологии) больше известно как философия. Ведь чаще всего область деятельности философов увязана, по большей части, с высказыванием субъективного мнения. Путь «внутрь» заставляет говорить о другой методологии, которая ведёт к резервуару знаний, связанных с записью информации на теоретическом ядре. Регулятор направлений – наше собственное «Я» (его вибрации), сосредотачивающее фокус своего внимания.

Накопление жизненного опыта, знаний о жизни, может происходить субъективным путём. На основе жизненного опыта формируется и мировоззрение. На наш взгляд, субъективный опыт жизни отражается, как раз, в понятии «мировосприятие». Отчего выскажем предварительное предположение, что как таковое учение о познании или методология первично зависит именно от мировосприятия, затем  уже определяется мировоззрением. Вместе с жизненным опытом, осмыслением жизни, человек получает соответствующее мировосприятие, которое, по мере накопления жизненного опыта, может совершенствоваться. Мировосприятие – субъективная сторона мировоззрения. «Связка» мировоззрение-мировосприятие соответствующим образом проявляется в нашей жизни. Методология – субъективная сторона науки. По большому счёту, в развитии человека, учение предшествует науке. Однако, как мировоззрение, так и мировосприятие, могут выступать сторонами единого целого или быть дифференциациями определённого единства. Что это за единство? Аспект динамической реальности? Сама жизнь?

Дифференциация Единой Жизни позволяет говорить, в том числе, о субъективной реальности и объективной реальности. Думается, что божественность всей жизни является основой единства. При этом предполагается, что есть только одно, единое знание или «совместное знание». Следовательно, познание является путём к этому единому знанию. Пути человека могут разделяться, на субъективный и объективный. На наш взгляд, мировоззрение, систематизирующее знания объективной реальности, имеет большое значение в познании, но нельзя понижать значение и мировосприятия. Более того, взгляд на жизнь, проявляющийся как мировосприятие, по отношению к мировоззрению, скорее всего, первостепенен. Это, кстати, о значении нравственности. В целом, понятно, если знание о материальной реальности повышается, то меняется мировоззрение. В то же время, если знание о жизни растёт, то расширяется мировосприятие, как отмечено в определении, изменяются и взгляды на жизнь.

Из психологии известно, что существует интроверты и экстраверты. Интроверт – тип личности, сосредоточенный в большей степени на своём внутреннем мире. Наоборот, для экстраверта характерна концентрация на внешних объектах. Люди по-разному относятся к реальности. У экстравертов в большей степени преобладает значимость мировоззрения, тогда как интроверту присуще сосредотачивать своё внимание на субъективном, то есть он идёт путём расширения мировосприятия. По сути, это два пути познания, два метода движения к званиям, которые должны быть со временем слиты воедино для большей эффективности. Хотя изучение законов жизни связано с развитием мировосприятия. Между тем, определённый тип мировоззрения или мировосприятия могут считаться основой для последующего процесса познания. И вот, мы выделяем два пути познания, один из которых базируется, как правило, на мировоззрении, другой, - на мировосприятии. Это изучение реальности в двух направлениях.

Таким образом, мы обрисовали в общих чертах некоторый универсальный подход к познанию. Учитываются два вида методологии. Выбор методов познанию различается по мере реализации в определённых моментах, но также зависит от акцента внимания на внешнем или внутреннем направлении. Для закрепления полученных положений, составим соответствующую схему, демонстрирующую суть изложенного. И. всё-таки, что является основой наших знаний? Из какого общего источника наше сознание черпает знания? Здесь придётся кратко и бездоказательно представить сведения, исходящие из нашего субъективного понимания.

Вся «база данных» лежит вне человеческого восприятия, в психологическом, субъективном для нас, «мире идей». Можно принять это за гипотезу. В данном контексте, неискажённым знанием располагает наше «Я». Будем исходить хотя бы из данного допущения. Получить знание действительности, в этом случае, возможно в силу особенностей восприятия. Иначе, представим себя в окружающем информационном поле, где отражены все знания, но не все воспринимаемы нами. Узреть знание, которое становится доступным, можно через развитие мышления. Основное теоретическое ядро знаний по отношению к личности, на самом деле, это наше «Я». Мировоззрение постепенно меняется с ростом чувствительности к информации, идущей от «Я». Мы затрудняемся в том, чтобы вообще всё изложить «по полочкам», не оставляя возможности для интерпретаций. Да этого и не нужно. В то же время определённый информационный порядок требуется сделать. В таком свете обозначим, что имеются «информационные каналы», которые связывают информационное поле «Я» с человеческим мозгом, воспринимающим идеи в той или иной степени. Новые области знаний раскрываются с ростом способности к интуиции, когда увеличивается радиус осведомлённости. Интуиция – «правильное знание», полученное из «мира идей». Развитие осведомлённости -  это влияние идей. «Мир идей» - это силовой центр, из которого они распространяются. От того, как воспринимается та или иная идея сознанием человека, зависит проблема глобального управления, между прочим. Давление идей на человеческую психику в виде концепций развивает мышление, формирует также и мировоззрение. Все идеи в психике конденсируются как совокупность образов. Совокупность образов удерживается в сознании положительным ядром, энергетическим центром, который символично можно обозначить точкой. Посредством этого ядра проникают идеи. Под понятием идея подразумевается получение знания.

Знание действительности – фундаментальная основа для мировоззрения и мировосприятия. Приобретение знания действительности означает механизм восприятия идей. Выделим, чувствительный метод познания (объективной реальности), а также интуитивный метод познания. Определим, теоретическое ядро всех существующих знаний для человечества – «мир идей». Далее идеи «транслируются» в мозг. Но восприятие идей, регистрация их мозгом у людей различное, что и определяет состояние психики. Психика часто в науке формулируется как «совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.)». Психика – некая информационно-алгоритмическая система, которая функционально занята обработкой информации. Обработка информации психикой несёт субъективный характер, отчего у человека складывается индивидуальное мировоззрение и мировосприятие или устойчивое состояние психики. (Психика или сознание – отражение действительности). И уже, от особенностей мировоззрения и мировосприятия зависит правильность восприятия идей, их интерпретация, отношение к идеям и так далее. То есть формируется система знаний индивида (синтез мировоззрения и мировосприятия) Дальше, сформированная динамическая система знаний используется в познавательной деятельности. Но направление познания, его выбор сознанием, путь познания, согласуется с методологией познания. Ставится вопрос: «Как познать действительность?». Выбирается приемлемая для индивида методология, базирующая на устойчивом, в конкретный момент времени, психическом состоянии, демонстрирующем как мировоззрение, так и мировосприятие. Методология реализуется в двух направлениях, какой путь будет доминировать, также определяется психикой человека, её состоянием. Затем, с выбранной методологией познания, сам процесс познания дифференцируется по методам, соответствующим виду методологии. Мы отвечали на вопрос: «Как понимать то, что методология как учение о познании вытекает из соответствующего мировоззрения?». В завершении темы, как результат, представляется следующая схематичная последовательность. Мир идейсостояние психики, допускающее развитие мировоззрения – синтез мировоззрения и мировосприятияметодология (два вида, два направления  объективный или субъективный путь развития или их комбинация) – знание (теоретическое, различающее, интуитивное).

 

 

              

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: