Методика незаконченных предложений (Ж.Нюттен — А.Б.Орлов)

Инструкция. Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить несколько предложений. Времени для заверше­ния фразы дается не более 10—15 секунд, если ребенок затрудняется ответить за это время, то экспериментатор спокойно переходит к следующему предложению, а предыдущее задание рассматривается как несформированность какого-либо понятия.

1. Человек счастлив, когда...

2. Если бы я был волшебником, то тогда...

3. Я помогаю маме в домашних делах, потому что...

4. Когда я встречаю на улице голодного котенка (щенка), то...

5. Я считаю, что настоящий друг должен всегда...

6. Когда мой одноклассник неправильно отвечает на уроке, мне хо­чется...

7. Если меня попросят о помощи, я...

Обработка результатов

Учитель, записывая ответы учащихся, делит их на 3 группы, ко­торые позволяют оценить степень сформированности/несформированности перечисленных выше качеств личности:

■ ответ полностью совпадает с понятиями о сочувствии и взаимопомощи — 3 балла;

■ ответ частично совпадает с исследуемыми понятиями — 2 балла;

■ ответ не совпадает с понятиями, преобладает негативный настрой к проверяемым качествам — по степени проявле­ния 1 или 0 баллов.

 

Далее происходит подсчет общего количества баллов у каждого отвечающего. Общее количество баллов делится на 7. Если средний арифметический балл не превышает 2, то делается вывод о недо­статочном уровне сформированности и проявления исследуемых качеств.

При диагностике выявляется, насколько существенно изменились отношения между учащимися, их суждения о дружбе, поведение на переменах и в процессе различной совместной деятельности. На­блюдалось ли увеличение количества и длительности совместных игр, которые стали проходить в обстановке доброжелательности. Снизилось ли количество жалоб друг на друга, обид, насмешек и конфликтов.

Учителя начальных классов для определения изменений во взаи­моотношениях одноклассников и уровне развития коллектива класса использовали следующий опрос (методика Я.Л. Коломинского)5. В конце полугодия, в канун зимних каникул, детям выдавались по три новогодних поздравительных открытки с разными картинками. Дети поочередно заходили в комнату и раскладывали свои открытки по партам на те места, где сидят товарищи, которых они хотят поздра­вить. Одна открытка была для поздравления лучшего друга, вторая — для поздравления еще одного друга, последняя для поздравления «в-третьих». Каждый, положивший свою открытку, выходит и в класс заходит следующий первоклассник. Следует заметить, что планируя использование данного метода, были заготовлены дополнительные открытки для того, чтобы положить их детям, не получившим по­здравления. Резервные открытки планировалось подложить детям во избежание обиды, предварительно взяв их на учет.

Метод анкетирования

Анкетирование представляет собой методический прием полу­чения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посред­ством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду следующих требований.

1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?»). Лучше эти вопросы сформулировать по-другому («После критического момен­та ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?»).

2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, до­ступными для понимания, конкретными.

3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность от­ветов ученика.

4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лег­кие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) — снова простые.

Достоинствами анкет являются:

■ массовость обследования;

■ большая скорость сбора информации;

■ легкость обработки результатов;

■ возможность применения статистических методов.

В числе их недостатков следующее;

■ анкетирование не учитывает различное понимание вопро­сов школьниками;

■ объективность ответов не всегда высокая, так как учащие­ся могут недобросовестно отнестись к ответу;

■ жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

 

                        Анализ продуктов деятельности

Этот метод позволяет получить психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Например, анализ результатов контрольной работы по ма­тематике, рисунков, чертежей позволяет сделать вывод об уровне развития мышления, знаний, умений и навыков ученика.

Очень часто при знакомстве с учениками используются сочине­ния, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить от­ношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способ­ностях, словарном запасе, образном мышлении.

Метод наблюдения

Наблюдение — один из основных методов, используемых в педа­гогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания особенностей детей, проявляющихся в их деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно предпо­лагать:

целенаправленность — наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенно­стей;

планирование — до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и сред­ства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты;

самостоятельность — наблюдение должно являться самостоя­тельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение органи­зационных задач;

естественность — наблюдение должно проводиться в естествен­ных для ученика условиях;

систематичность — наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом;

объективность — учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объек­тивные факты;

фиксацию — данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Л. М. Фридман и К. Н. Волков6 характеризуют такие методы диа­гностики воспитанности как беседа, анализ продуктов деятельности детей. Рассмотрим их подробнее.

Метод беседы

Беседа — метод установления в ходе непосредственного общения особенностей ученика, позволяющий получить интересующую ин­формацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить осо­бенности класса в целом.

Беседу также можно проводить с группой, когда учитель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мне­ние всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в классе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свобод­ной.

В первом случае она ведется по строго регламентированной про­грамме, предполагает определенную последовательность предъявления, четкую фиксацию ответов и сравнительно простую обработку результатов.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет органи­зацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к учителю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые име­ют положительные качества обоих указанных типов бесед.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет пред­варительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, ко­торые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет под­нимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необхо­димо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

По мнению Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова, при проведении беседы, особенно свободной, надо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседни­ка или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение к мнению собеседника, до­брожелательность, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убе­дительно и аргументированно говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, пред­почитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследо­вания информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколь­ко мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интере­сующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

10. Беседа не должна длиться более 30—40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести следую­щее:

■ имеется контакт с собеседником, можно учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняю­щие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуаль­ный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику;

■ на устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный;

■ заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными метода­ми);

■ учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

 

В то же время следует учитывать, что в беседе мы имеем дело не с объективным фактом, а с        мнением человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положе­ние дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

 

Метод социометрии

Социометрические шкалы важны для классного руководителя, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоот­ношений в группе.,

Например, методика социометрии позволяет выявить межлич­ностные отношения в классе. В зависимости от характера выявляе­мых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме...?» Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь).

На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор).

 

Кто выбирает

Кого выбирают

п/п 1 2 3 4
1 Аня А.   1 2  
2 Полина П. 2   1  
3 Ира И. 2     2
4 Миша М.   1 2  

Количество полученных выборов

2 2 3 1

Количество взаимных выборов

2 1 2 1

 

Затем на отдельном листе вычерчивают социограмму. Она пред­ставляет собой четыре концентрические окружности, в которые по­мещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг — «предпо­читаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвер­тый — «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, то выбирает, к тому, кого он выбрал.

Полученные данные характеризуют особенности воспитанности детей и позволяют прогнозировать и планировать воспитательную работу в классе и школе.

 

Литература

1. Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. — С. 48.

2. Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников в социально­педагогическом процессе. — М., 2006. — С. 169—170.

3. Психологический практикум в школе: методические рекомендации по со­ставлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива / сост. А. А. Еромасова, А. Д. Шевцова. — Южно-Сахалинск, 2003. — С. 14—15.

4. Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. — 2006. — № 9. — С. 17—18.

5. Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. — М-. 1979.

6. Фридман Л. М, Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985

 

     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: