Инструкция. Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить несколько предложений. Времени для завершения фразы дается не более 10—15 секунд, если ребенок затрудняется ответить за это время, то экспериментатор спокойно переходит к следующему предложению, а предыдущее задание рассматривается как несформированность какого-либо понятия.
1. Человек счастлив, когда...
2. Если бы я был волшебником, то тогда...
3. Я помогаю маме в домашних делах, потому что...
4. Когда я встречаю на улице голодного котенка (щенка), то...
5. Я считаю, что настоящий друг должен всегда...
6. Когда мой одноклассник неправильно отвечает на уроке, мне хочется...
7. Если меня попросят о помощи, я...
Обработка результатов
Учитель, записывая ответы учащихся, делит их на 3 группы, которые позволяют оценить степень сформированности/несформированности перечисленных выше качеств личности:
■ ответ полностью совпадает с понятиями о сочувствии и взаимопомощи — 3 балла;
■ ответ частично совпадает с исследуемыми понятиями — 2 балла;
■ ответ не совпадает с понятиями, преобладает негативный настрой к проверяемым качествам — по степени проявления 1 или 0 баллов.
Далее происходит подсчет общего количества баллов у каждого отвечающего. Общее количество баллов делится на 7. Если средний арифметический балл не превышает 2, то делается вывод о недостаточном уровне сформированности и проявления исследуемых качеств.
При диагностике выявляется, насколько существенно изменились отношения между учащимися, их суждения о дружбе, поведение на переменах и в процессе различной совместной деятельности. Наблюдалось ли увеличение количества и длительности совместных игр, которые стали проходить в обстановке доброжелательности. Снизилось ли количество жалоб друг на друга, обид, насмешек и конфликтов.
Учителя начальных классов для определения изменений во взаимоотношениях одноклассников и уровне развития коллектива класса использовали следующий опрос (методика Я.Л. Коломинского)5. В конце полугодия, в канун зимних каникул, детям выдавались по три новогодних поздравительных открытки с разными картинками. Дети поочередно заходили в комнату и раскладывали свои открытки по партам на те места, где сидят товарищи, которых они хотят поздравить. Одна открытка была для поздравления лучшего друга, вторая — для поздравления еще одного друга, последняя для поздравления «в-третьих». Каждый, положивший свою открытку, выходит и в класс заходит следующий первоклассник. Следует заметить, что планируя использование данного метода, были заготовлены дополнительные открытки для того, чтобы положить их детям, не получившим поздравления. Резервные открытки планировалось подложить детям во избежание обиды, предварительно взяв их на учет.
Метод анкетирования
Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.
Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).
Анкета должна удовлетворять ряду следующих требований.
1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?»). Лучше эти вопросы сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?»).
2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) — снова простые.
Достоинствами анкет являются:
■ массовость обследования;
■ большая скорость сбора информации;
■ легкость обработки результатов;
■ возможность применения статистических методов.
В числе их недостатков следующее;
■ анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками;
■ объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу;
■ жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.
Анализ продуктов деятельности
Этот метод позволяет получить психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Например, анализ результатов контрольной работы по математике, рисунков, чертежей позволяет сделать вывод об уровне развития мышления, знаний, умений и навыков ученика.
Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путем анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлеченности, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении.
Метод наблюдения
Наблюдение — один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания особенностей детей, проявляющихся в их деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно предполагать:
целенаправленность — наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей;
планирование — до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты;
самостоятельность — наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач;
естественность — наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях;
систематичность — наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом;
объективность — учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты;
фиксацию — данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
Л. М. Фридман и К. Н. Волков6 характеризуют такие методы диагностики воспитанности как беседа, анализ продуктов деятельности детей. Рассмотрим их подробнее.
Метод беседы
Беседа — метод установления в ходе непосредственного общения особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом.
Беседу также можно проводить с группой, когда учитель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в классе.
Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.
В первом случае она ведется по строго регламентированной программе, предполагает определенную последовательность предъявления, четкую фиксацию ответов и сравнительно простую обработку результатов.
Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к учителю.
Существуют также промежуточные формы беседы, которые имеют положительные качества обоих указанных типов бесед.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.
По мнению Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова, при проведении беседы, особенно свободной, надо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.
3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
5. Искренний интерес и уважение к мнению собеседника, доброжелательность, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументированно говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
6. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
9. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.
10. Беседа не должна длиться более 30—40 минут.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести следующее:
■ имеется контакт с собеседником, можно учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику;
■ на устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный;
■ заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами);
■ учащиеся более серьезно относятся к вопросам.
В то же время следует учитывать, что в беседе мы имеем дело не с объективным фактом, а с мнением человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.
Метод социометрии
Социометрические шкалы важны для классного руководителя, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе.,
Например, методика социометрии позволяет выявить межличностные отношения в классе. В зависимости от характера выявляемых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме...?» Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь).
На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор).
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | |||
п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Аня А. | 1 | 2 | ||
2 | Полина П. | 2 | 1 | ||
3 | Ира И. | 2 | 2 | ||
4 | Миша М. | 1 | 2 | ||
Количество полученных выборов | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Количество взаимных выборов | 2 | 1 | 2 | 1 |
Затем на отдельном листе вычерчивают социограмму. Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг — «предпочитаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, то выбирает, к тому, кого он выбрал.
Полученные данные характеризуют особенности воспитанности детей и позволяют прогнозировать и планировать воспитательную работу в классе и школе.
Литература
1. Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. — С. 48.
2. Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников в социальнопедагогическом процессе. — М., 2006. — С. 169—170.
3. Психологический практикум в школе: методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива / сост. А. А. Еромасова, А. Д. Шевцова. — Южно-Сахалинск, 2003. — С. 14—15.
4. Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. — 2006. — № 9. — С. 17—18.
5. Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. — М-. 1979.
6. Фридман Л. М, Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М., 1985