Сравнительная роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в научной революции XVII в.; научная революция как переход от качественного видения мира к количественному

По литературе видно, что исследователи делают акцент либо на роли Бэкона, либо на роли Декарта в научной революции.

В большинстве случаев на первое место ставят Декарта. В этом плане подчеркивается, что Бэкон с его полнотой восприятия мира еще, в целом, ориентируется на прошлые, качественные представления. Кроме того, Бэкон не выделял особо математику. Декарт подчеркивал роль математики в познании. Декарт научил людей упрощать мир, видеть мир однородным, геометрически простым (знаменитая система координат Р. Декарта, одновременно, проецировалась на мир, и качественный мир Аристотеля становился количественным миром Декарта). Именно, к такому миру можно было применять математику, делая математическое естествознание. В этом плане переход от старого (аристотелевско-птолемеевского мира) к новой науке описывается словами: был совершен переход от качественного мира к количественному.

Даже если указанные критические замечания в сторону Бэкона верны, то это не повод затушевывать все другие великие заслуги Бэкона перед новой наукой: идея пользы новой науки; разработка метода научной индукции и др.

В конце ХХ в. стала интенсивно развиваться философия техники. С этой точки зрения, философия Ф. Бэкона дает много важной информации о научной революции 17 в. В частности, в определенном плане эту научную революцию уже можно назвать научно-технической революцией. Именно, так можно прочитать известное положение о том, что появившееся математическое естествознание воспринимало мир как механизм, приводящий к появлению определенных эффектов. Аналогичноть природы и техники – можно и нужно понимать в смысле того, что наука, описывающая мир как механизм, по сути, является технической наукой.

 

Завершение научной революции: книга И. Ньютона «Начала» (1687).

В этой книге мир увидел эталон науки (соответственно, эталон ученого) на долгие годы (некоторые думали, что навсегда, но сейчас видится, что вряд ли в этом мире есть что-то вечное).

 

 


[1] Великий античный математик, описал движение небесных тел, как движение по строго круговым, идеальным орбитам; что было достаточно сложно сделать применительно к планетам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: