Самолюбие и тщеславие

 

С.: Я думала, что самолюбие - это одно из пяти свойств, характеризующих сущность человека…

 

- Продолжай думать так, но послушай, что я скажу об этом сегодня: это характерный элемент ложной личности человека и в то же время отрицательный элемент его сущности. Помните, что определённые вещи, определённые части нас мы унаследовали от наших предков…

Самолюбие и тщеславие. Чтобы вы могли легче найти их в себе, мы попытаемся противопоставить их. Затем вам будет необходимо наблюдать, как эти элементы действуют в вас.

Основа тщеславия - нечестность. Почему? Вы можете хвастаться как тем, что имеете, так и тем, чего не имеете... Тогда мы имеем дело с другой формой нечестности, связанной с другим аспектом. Вы можете подумать над этим.

В той степени, в какой тщеславие основано на нечестности, самолюбие основано на иллюзорной честности.

Тщеславие скрывает чувство неполноценности. Почему?

 

С.: Ты пытаешься порисоваться, чтобы тебя заметали, так как чувствуешь себя неполноценным…

 

- Самолюбие же использует позицию превосходства. Человек удаляется в свою неприступную башню. И теперь это чувство превосходства скрывает чувство неполноценности. В случае самолюбия эта система работает постоянно; самолюбивый человек отступает в мнимую позицию превосходства, пытаясь восполнить чувство неполноценности - например, в ситуациях, которые он не способен контролировать.

Тщеславие обычно старается расположить к себе других людей: человек хвастается, чтобы существовать в глазах других людей - для этого он может использовать показное самоосуждение, а может пытаться навязываться им.

Самолюбие смотрит свысока на других людей. Оно смотрит свысока даже на примирение, будучи слишком гордым, чтобы пойти на него.

Тщеславный человек стремится произвести на людей впечатление словами, он стремится, чтобы его ясно видели. Он часто экспрессивен. Вообще любой экспрессивный человек - это слабый человек. Что касается самолюбивого человека, он молчалив. Он слишком горд, чтобы говорить о себе, либо не желает говорить. В зависимости от ситуации он может занять либо первую, либо вторую позицию.

Тщеславный человек хочет быть лучшим, он хочет выделяться в своей области деятельности, он хочет нравиться, радовать, он хочет быть правым, быть замеченным.

Самолюбие в нас предпочитает воздерживаться от действий, когда знает, что не сможет сделать что-то совершенно, или заранее находит оправдания. Оно всегда старается избежать вероятности потерпеть неудачу, совершить ошибку, оно делает всё, чтобы не попасть в такую ситуацию; оно также не рискует.

 

С.: Они могут смешиваться?

 

- Да, и это иногда приводит к внутреннему противоречию между желанием быть оценённым, любимым, замеченным страхом. Тщеславие хотело бы сделать что-то, чтобы стать замеченным, а самолюбие отступает, потому что есть риск неудачи. Это одна из сильнейших причин для напряжения внутри вас.

У тщеславного человека есть одно преимущество: в общем, он вознаграждает себя… Даже если другие люди не вознаграждают его, он никогда не устанет говорить комплименты самому себе.

С этой точки зрения человек с самолюбием не намного больше стоит, потому что внутри он в любом случае чувствует превосходство. Он даже не нуждается в том, чтобы кто-то говорил ему об этом, он это знает. Но за этим ложным знанием всегда скрывается противоположное чувство, чувство собственной неадекватности, неполноценности.

 

Задетое тщеславие - депрессия; задетое самолюбие - агрессия

Что происходит, когда тщеславие и самолюбие оказываются задетыми? Если тщеславного человека задевают, он убегает, если же задевают самолюбивого человека, он контратакует, становится агрессивным. Задетое тщеславие становится депрессивным. Собственный образ, который человек пытался создать, рушится, теряет силу. Поймите следующее: тщеславие тесно связано с очень внешним образом себя, который рушится, когда его задевают; в то время как самолюбие, связанное с внутренним образом себя, не может пойти на риск разрушения образа, поэтому реагирует с помощью агрессии. Это одна из причин того, почему самолюбивый человек избегает любых ситуаций, в которых его самолюбие может быть задето: он рискует стать агрессивным, а это будет ещё одним ударом по его самолюбию.

 

С.: Причиной этого является обусловленность, которая формируется в детстве, или это уже существует при рождении?

 

- Эти свойства могут сразу быть отпечатком на сущности человека, но они, безусловно, усиливаются воспитанием, а для некоторых людей являются исключительно результатом воспитания.

 

С.: Когда ты выходишь за их пределы, они заменяются смирением?

 

- Они связаны с образом себя. Тот, у кого больше нет образа себя, который надо показывать другим людям, становится просто собой. То, что думают или говорят о нём другие люди, больше не имеет значения, так как он всегда просто делает то, что надо сделать.

 

Тщеславие и гордыня

Вот несколько мыслей, над которыми вы можете поразмышлять. Вы должны найти ситуации, в которых замечаете в себе эти позиции. Затем можете поменять свои позиции - другими словами, вместо того чтобы реагировать в обычной манере, учитесь реагировать исходя из Пути.

«Тщеславие - глупое выставление напоказ того, чего у тебя нет».

«Гордыня более обоснованна. Она относится к тому, что ты заработал». Тщеславие присваивает что-то, чего у вас нет, это ничто, просто ветер! Никто не утверждает, что гордыня приемлема, просто она более приемлема, чем тщеславие. Тщеславие, о котором здесь говорится, - это не внешнее проявление тщеславия, а внутреннее состояние, состояние души, которое оно подразумевает.

 

 

Наше главное свойство: однажды открыв его, мы можем сделать его полезным

Главное свойство никогда не является хорошей вещью, но как только вы находите его, вы можете сделать его полезным.

Это относится к тому принципу, что для развития вы можете использовать даже свои слабости. Но чтобы сделать это, вы должны быть мастером своих свойств, а не они должны руководить вами. Если у вас есть самолюбие, используйте его, чтобы свершать великие дела и не быть задетым, когда кто-то говорит вам что-либо неприятное. Это в начале, на начальном этапе... Правда, есть слабости, которые нельзя использовать в позитивном ключе, от которых действительно следует избавляться. Поскольку слабостей у вас хватает, используйте те, которые можно использовать. Составьте список своих слабостей и посмотрите, какие из них вы можете использовать.

 

Истинная сила: уступать всему, что задевает эго

- Сила, истинная сила - это способность уступать всему, что задевает эго. Для этого вам, конечно, необходимо смирение и вам необходима сила. Вам нужна та внутренняя гармония, которая позволяет уступать во всем поверхностном, бесполезном или эгоцентричном. Более того, именно через уступку, а не через борьбу за все, связанное с эго, вы накапливаете свою силу, силу для чего-то ещё. А чем больше вы боретесь за своё эго - за свои свойства, например, - тем меньше силы у вас будет для Пути. Наша энергия ограниченна. Мы либо мудро используем её, либо растрачиваем на разные другие занятия - и потом не стоит удивляться, если не хватает силы для того, чтобы идти по Пути.

 

Лила: (встаёт, так как ей пора идти на медитацию) Не хочу этого больше слушать, я ухожу!

 

- Ты отождествилась, моя дорогая. Так ты пропустишь самую важную часть. Что решила Лила?

 

Лила: Сделать множество вещей... Избавиться от своего образа себя, избавиться от самолюбия… (уходит)

 

- А мы продолжаем пытаться понять, что результат того, кто мы есть и кем мы становимся, всегда связан с тем, на что мы используем нашу силу. Почему убежала Лила? Конечно, самолюбие… Её позиция - это точь-в-точь позиция самолюбия, и хотя она сообщила нам о своём великом решении бороться против своего образа себя и самолюбия, её позиция полностью противоположна. Мы говорим на тему, которая касается её в данный момент, если бы Лила прислушалась, то получила бы возможность поработать над своим самолюбием, она использовала бы свою энергию для чего-то более высокого, чем растрата её на обычные вещи. Так что Лила упускает возможность Работы, так как она умственно растеряна.

Когда вами владеет ваш ум, вы воображаете, что работаете, но сбегаете при каждой возможности. Все всегда готовы работать, но когда Работа внезапно появляется, когда она преподносит себя, вы уходите куда-то и даже не видите, что это ситуация, в которой можно что-то сделать.

 

С.: Мы сами должны видеть это? Не могли бы вы нам подсказывать?

 

- Иногда я говорю вам, но обычно на примерах других людей. Тогда ваша работа - осознать это. Намного важнее для вас самим увидеть, кто вы есть в той или иной ситуации, чем если я подскажу вам. Я обязательно скажу вам, но посредством тысячи и одного примера, которые приведу.

 

С.: В данном случае я не вижу, где здесь самолюбие...

 

- Кто-то говорит вам что-то, что сталкивает вас с самими собой и показывает ваши ограничения: в чём можно было бы проявить смирение?

 

С.: В принятии...

 

Первая форма смирения: слушание

- Нет, сначала в слушании. Слушание - первый этап смирения. Когда человек говорит: «Я не хочу это больше слушать», кто это говорит, кто задет? Самолюбивое «я», конечно. Первый шаг - это быть способным слушать, не отождествляясь. Лила говорит, как тщательно она сейчас работает над самолюбием. Однако это самолюбивое «я», как и другие, настолько тонко, что даже когда вы считаете, что работаете, оказывается, что вы занимаетесь совершенно противоположным - так как ещё не поняли всего смысла этой работы, ещё не решили принять соответствующую позицию (возможно, потому, что не знаете какую).

В самом начале работы с самолюбием первая необходимая вам позиция - слушание, способность воспринимать информацию, ведь самолюбию не надо слушать, оно знает! Разве нет? Разве вы не замечали, что, находясь в самолюбии, вы не слушаете никого и ничего? Самолюбие атакует или убегает, оно не знает других возможностей. Итак, в работе с самолюбием первая позиция - всегда слушать и, даже когда кто-то говорит вам глупые вещи, быть способным проявить смирение. Слушайте - например, в рабочих группах - даже людей, которые обычно не рассказывают ничего интересного. Слушайте! Затем скажите им то, что хотите сказать, но станьте тем, кто способен слушать.

 

Постепенное преобразование. Со временем и силой Учения

С.: Вначале мы думаем, что способны измениться. Но у меня такое впечатление, что за этим стоит тщеславие и самолюбие…

 

- Вначале всё питает тщеславие и самолюбие, всё! Единственное, на что мы можем надеяться, - это то, что со временем сила Учения трансформирует ваше тщеславие и ваше самолюбие. Но для этого вам нужны годы.

 

С.: Я думала, тщеславие не может быть трансформировано.

 

- Нет, к счастью, может, и даже легче, чем самолюбие. Побороть тщеславие проще, чем самолюбие. Тщеславию надо демонстрировать себя, оно питается тем, что демонстрирует. Так что очень простое усилие, которое можно направить против тщеславия, - это перестать себя демонстрировать.

 

С.: Разве тщеславие не хуже самолюбия? В случае самолюбия есть определённое количество искренности, ты веришь в это. У тщеславия этого нет…

 

- На поверхности оно хуже. Тщеславие - очень поверхностно, в то время как самолюбие имеет глубокие корни. Тщеславие больше демонстрирует себя, вот что характеризует его.

 

С.: Вы сказали, что оно трансформируется через определённое время...

 

- Но время здесь не играет роли. Знаете, люди иногда спрашивают меня: «Сколько мне надо работать на Пути, прежде чем я достигну результатов?» Вопросы подобного рода - абсурд, на самом деле они показывают, как мало поняли эти люди.

Трансформация, развитие начинается в тот момент, когда вы впервые услышали информацию о Пути, а остальное зависит от качества информации и качества вашей Работы.

 

Самолюбие присутствует до самого конца

С.: Самолюбие присутствует до самого конца?

 

- Оно рискует быть последним, что исчезнет.

 

С.: Это первое, что появляется, и последнее, что исчезает...

 

- История самолюбия очень запутана. Мифологическое объяснение состоит в том, что все современные люди - это сыновья Люцифера, они несут в себе его отпечаток. А Люцифера погубили самолюбие и тщеславие. Однажды он был близок к Богу и, взглянув на себя, решил, что он величествен, не осознавая, что просто отражал красоту Бога, - и посчитал себя Богом. Это было самолюбие. Все люди носят в себе след самолюбия. Последнее и истинное освобождение происходит, когда отпадает самолюбие. У каждого человека есть свойство, не обязательно самолюбие, которое надо преодолеть, но самолюбие должны преодолевать все.

 

Страх потерпеть неудачу

С.: Страх потерпеть неудачу связан с самолюбием?

 

- Да. Только если это не доминирующее свойство, но такое встречается относительно редко. Люди, чьим главным свойством является страх, испытывают все виды абсолютно нелепых страхов, но они не боятся потерпеть неудачу. Страх потерпеть неудачу больше имеет отношение к самолюбию, это одна из уловок самолюбия.

 

Чем замещать тщеславие?

Патрик: Относительно необходимости заменять отрицательный аспект, против которого вы боретесь, чем-то высшим: это надо практиковать в самой ситуации или это можно делать где-то ещё?

 

- Ты имеешь в виду там, где это ничего не стоит? Нет, это не то, о чём ты говоришь. Первый ответ - правильный ответ, а вот второй: назови мне причину сделать это где-то ещё, а не в данный конкретный момент?

 

Патрик: Для примера, я думал о следующей ситуации: вы задаёте вопрос, у меня есть ответ, но я решаю не отвечать, так как вижу, что в данный момент хочет проявиться моё тщеславие.

 

- Такое иногда случается?

 

Патрик: Да.

 

- У тебя действительно есть ответ?

 

Патрик: Я думаю, да. Иногда это также случается, когда я не уверен.

 

- Вы всё понимаете, что мы говорим о тщеславии: «значит, мне нужно то и дело давать ему какие-то ответы…» (смех)

 

Патрик: Что стало бы проявлением смирения в этой ситуации?

 

1. Заставить тщеславное «я» замолчать

- Реши не давать ответа - при условии, что есть другие люди, которые отвечают. Обязательно пойми разницу: при условии, что есть другие люди, которые отвечают! Усилие не отвечать - это просто усилие против тщеславия. Чем мы можем заменить его? Что происходит внутри человека, если он не отвечает?

 

Патрик: Если кто-то дает ответ, который и я хотел дать, у меня появляется маленькое «я», которое говорит: «Почему ты не ответил?»

 

- Итак, продвинулись ли мы хоть чуть-чуть с нашей работой над тщеславием? Не сильно, только в одном из его внешних проявлений, то есть в отношениях с другими людьми, а результатом стало то, что самолюбие победило. И что дальше?

 

Патрик: Я могу решить не позволять проявляться маленькому «я»...

 

- Оно уже проявилось.

 

Патрик: Но я могу решить не потворствовать ему.

 

2. На сцену выходит внутреннее учитывание: я становлюсь центром вселенной

- Именно к этому я и клонил. Вся задача - предотвратить внутреннее учитывание, связанное с затронутым свойством. Ведь это вопрос внутреннего учитывания - я становлюсь центром вселенной и оказываюсь в центре своих мыслей. Как можно привнести что-нибудь ещё и заменить это?

 

Патрик: Наблюдать, осознавать то, что происходит...

 

- Да, внимательно наблюдать ситуацию: я вхожу в форму внутреннего учитывания, я становлюсь центром вселенной, итак, что же я делаю дальше?

 

Патрик: Я с интересом слушаю ответы других людей.

 

3. Верное средство: слушать то, что хочет сказать другой человек

- Да, я действительно слушаю, я слушаю, что другой человек хочет сказать, что он говорит, что движет им. Иначе говоря, я направляю своё внимание на что-то отличное от себя, и вместо того, чтобы закрыться в своем внутреннем учитывании, я открываюсь. Я уже делаю что-то хорошее, я борюсь против тщеславия, но этого недостаточно, я всё ещё поглощён собой. Теперь мне надо открыться миру, сосредоточить своё внимание на чём-то другом.

Таким образом, вы ускорите свою Работу над собой, а также приобретение истинного знания о других людях. Не того образа других людей, который есть у вас, не вашей оценки их!

 

Тщеславие как стратегия добиться любви. Достойная замена

Ещё одно слово о тщеславии для всех, кто нуждается в том, чтобы их замечали, так как их отвергали или они чувствовали себя отвергнутыми в детстве, и для них сделаться замеченным стало ответной стратегией. Для них сейчас важно совершить усилие больше не быть ребёнком, который пытается привлечь к себе внимание. Они могут принять свободное решение занять новую, взрослую позицию, которая вдобавок является позицией Пути, найти интерес во втором аспекте Пути и по возможности найти вариант достойного поведения, служения или какого-то творчества.

Вместо того чтобы навязываться окружающим из-за своего тщеславия, эти люди усваивают поведение, которое не только достойно, но и вызывает любовь. Тогда они смогут найти то, что искали с самого детства: принятие и любовь. Они становятся любимыми (loveable) в первоначальном значении этого слова: «тот, кто может быть любимым». Стратегия ребёнка, продолжающаяся и во взрослом возрасте, - это стать замеченным, чтобы стать любимым. Ребёнок не знает, как поступать по-другому. Однако взрослый может решить действовать другим способом, он может выбрать достойную и дружелюбную, вызывающую любовь позицию, творческое поведение.

 

Ключевое слово: служение

Ключевым словом для всех страдающих от тщеславия и самолюбия будет «служение». Со временем служение вместе с дружелюбным поведением снимут эту внутреннюю проблему. Конечно, не то служение, которое совершается неохотно... Очевидно, что для служения - а иногда и для желания быть дружелюбным - требуется усилие, но жаловаться или находиться в дурном настроении не имеет никакого смысла. Со временем проблема и сопутствующее ей страдание исчезают. А главное, люди, чьё тщеславие делает их невыносимыми для окружающих (то есть приводит к результату, противоположному тому, которого они добивались), перестают быть невыносимыми.

 

С.: Выбор позиции служения также может быть способом стать замеченным...

 

- Да, но сейчас мы говорим не об этом. Мы говорим о том, какую положительную сторону служение имеет для тщеславного человека. Конечно, есть люди, которые стараются, чтобы их принимали и ценили за то, что они выполняют служение, но это другой вопрос. Не смешивайте всё подряд, иначе мы перестанем различать, где добро, а где зло. Добро приходит из здравого внутреннего размышления. Причём оно является добром и внутри и снаружи, так как вы проделали Работу.

 

Просто делать то, что просят: наиболее мудрое и взрослое решение

Мишель: Что касается тщеславия, у меня есть небольшая проблема...

 

- Очень даже большая... (смех)

 

Мишель: Комната, где записываются кассеты, постоянно используется для проведения встреч - каждый раз, когда я работаю с записями. В такие моменты я никогда неуверен, надо ли мне немедленно уступить и прекратить работу или доделать то, что начал. Я выбираю в дружелюбной манере удалиться, но...

 

- Внутренне никогда не в дружелюбной!..

 

Мишель: Я улыбался...

 

- Внешне!

 

Мишель: Я спрашивал себя, не стремлюсь ли я убежать из-за самолюбия…

 

- В чём проблема этого бедняги?... Кто знает решение его проблемы?

 

С.: Просто делай то, что просят.

 

- Да, это наиболее мудрое и взрослое решение. Но на данный момент он не может этого сделать, или он делает это с внутренним учитыванием. Просто делай то, что просят.

 

С.: У меня такое впечатление, что в этом случае имеет место оскорблённое самолюбие, он даже чувствует некоторую враждебность по отношению к себе, но есть ещё страх, что некоторые его кассеты не запишутся правильно…

 

- Есть самолюбие, есть страх, но это страх не за кассеты, нет...

 

С.: Вы сказали, что необходимо занять дружелюбную позицию. Он сам должен понять, что ему изменить в своём отношении к ситуации...

 

- В целом это так. А в этом конкретном случае? Скажи нам, в какой день это произошло...

 

Мишель: В четверг.

 

- В какое время?

 

Мишель: Между 16:00 и 17:00.

 

- Я знаю его главную проблему, но отвечу без ссылки на неё. Ответ, который я собираюсь дать ему, будет совершенно недостаточным, но будет касаться решения его проблемы. Почему ты «болтался» в той комнате в 17:00, когда именно в это время там может проходить встреча?

 

Мишель: Мне сказали, что встречи происходят по вторникам…

 

- Ты здесь проводишь два или три часа в день, каждый день и не знаешь, как всё организовано? Невероятно, не правда ли? Надо довести твою мысль до логического завершения – здесь больше моментов, заслуживающих рассмотрения, чем ты полагаешь. Когда тебе говорят покинуть комнату, часто это происходит оттого, что ты сам поставил себя в эту ситуацию из-за собственной неосведомлённости, ты не раздобыл достаточно информации о том, как всё организовано.

Но об этом ты можешь поговорить с Анной. Она тоже иногда пользуется этой комнатой… Можешь договориться о встрече с ней. Что? Именно она и прогнала тебя? Что ж, ты сможешь насладиться ещё одной встречей с ней...

 

СТРАХ

 

Поговорим о свойстве «страх». Мы не сможем полностью рассмотреть его - боюсь, что не хватит времени... (смех) Мы ограничимся выделением нескольких важных аспектов, вы можете попытаться наблюдать остальные, и со временем вы их обнаружите.

 

Одно из внешних проявлений страха – стеснительность

Каким распространенным образом страх проявляется внешне? Через стеснительность. Стеснительность - это видимая сторона страха. Стеснительность в словах или поступках. Многие из вас стесняются говорить, но гораздо меньше стесняются действовать - или наоборот. Среди вас есть такие, чьего голоса я ни разу не слышал. Ни разу! Это не оттого, что они абсолютно глупые или немые, а оттого, что они боятся говорить.

 

Источник: чувство небезопасности и беспомощности

Страх также часто проявляется в преувеличенном беспокойстве о будущем, о неприятных, опасных или вредных последствиях своих слов или действий. Человек не решается говорить, потому что боится возможного ответа. Источник страха находится в чувстве небезопасности и беспомощности. В прошлом, в кроманьонскую эру, это было связано с инстинктом выживания. Чувство небезопасности возникло в тех условиях жизни, чувство беспомощности появлялось перед лицом опасности.

 

Перестать отождествлять себя со своим физическим телом

Чтобы начать борьбу против страха, вам надо перестать отождествляться со своим физическим телом. Как только вы глубоко осознали это, все страхи исчезают. Но это вопрос долгой работы.

Вы должны перестать принимать себя за своё физическое тело, понять, что вы не ваше тело, оно инструмент, которым вы пользуетесь. Это означает, что вы можете продолжать испытывать страх максимум в своём физическом теле, но не в уме или эмоциях. Когда я иду по улице, и внезапно появляется машина, несущаяся на меня на полной скорости, моё Тело пугается и отпрыгивает, но внутренне я остаюсь спокойным, так как я не отождествляюсь с этим телом. Поэтому главный принцип: когда вы перестаёте отождествляться со своим физическим телом, страх исчезает.

 

С.: Однажды я вела машину, и мне пришлось сделать быстрый манёвр, чтобы избежать опасности, но я не испытала никаких эмоций. Я сделала манёвр, как будто ничего особенного не произошло...

 

- Это природная, инстинктивная реакция страха. Когда в эмоциях ничего не происходит, это означает один из тех редких моментов, когда вы всё ещё функционируете с помощью природного, инстинктивного страха.

 

С.: Вы сказали, тело боится. Это выброс адреналина?

 

- Да, это часть страха.

 

Развивать чувство доверия, веру в то, что всё происходит для вашего величайшего блага

Итак, основной принцип, как вы поняли, - перестать отождествляться со своим телом и в то же время (что всё упрощает) добавить к этому неотождествлению чувство веры в Абсолют, судьбу, карму или Бога, в то, что всё устроено для нашей эволюции, что всё находится на своём месте и происходит так, как это предполагалось, и что это для нашего величайшего блага. Даже мои страдания и проблемы - это, по крайней мере, карма, которую мне надо отработать, чтобы достичь лучшего состояния. Это означает, что что-то существует во мне за пределами тела, что будет жить после тела.

Так что есть два очень важных момента для победы над страхом: перестаньте считать себя только вашим физическим телом и развивайте чувство веры. Тогда вы станете практически неуязвимыми. Мы вернёмся к вопросу неуязвимости, когда будем говорить о любви. Влюблённые люди часто боятся измены, потери любимого человека. Когда вы действительно любите, вы становитесь неуязвимыми в этом отношении.

 

Перестать считать себя тем, кто боится...

Одна из проблем людей, которые боятся, заключается в том, что у них есть образ себя, в котором они боятся. Нельзя сохранять такой образ себя. Перестаньте считать, что вы стеснительный или трусливый человек. Наблюдайте свои страхи и ищите достойную позицию, чтобы применить её, когда вы боитесь. Правда, это вопрос силы, и это приходит со временем и практикой.

 

...и оправдывать свойство самим свойством

И не делайте того, что большинство людей делает по отношению к своему главному свойству, особенно люди с самолюбием и страхом, а именно - оправдывать пребывание в своём состоянии, убеждая себя, что такие уж они есть, это их слабость. Они оправдывают свои свойства самими свойствами. Мы знаем, что у самолюбивого человека есть самолюбие, у трусливого человека есть страх, - Работа на Пути как раз и состоит в том, чтобы изменять отрицательное в вас. Вы, конечно же, уже слышали этот вид оправдания. Однако вы всегда можете с чего-то начать, а самолюбие и страх - это те два свойства, которые не дают вам начать. Страх - потому, что вы уже слишком боитесь, а самолюбие - потому, что появляется страх потерпеть неудачу. Это аспект страха в самолюбии.

 

Для Работы: здравый смысл, размышление и логика

Начать работу над любым свойством возможно всегда, вам просто нужно немного здравого смысла, размышления и логики.

Несколько минут назад я упомянул кроманьонца. Его страх был нормой, он позволял ему выжить. Но психологические страхи или страх будущего не имеют смысла. Это вовсе не значит, что с огромной верой в Бога или судьбу можно начинать рисковать всегда и везде, я совсем не об этом. Как я уже сказал, необходимо немного здравого смысла, размышления и логики, несмотря ни на что. Некоторые люди бросаются в такие крайности, что говорят себе: «Никаких опасностей нет. Бог защитит меня» - и делают, что хотят... Нет, привяжите верблюда!

Бояться будущего нет причин, но из-за этого вы не должны переставать планировать, рассматривать положительные и отрицательные стороны. Тогда вещи происходят на уровне мысли, а не негативной эмоции страха. Пессимисты среди вас скажут, что небольшой страх перед будущим позволяет человеку защитить себя. Но такое рассуждение вытекает из другого свойства. От какого свойства происходит пессимизм? Обычно от желания контролировать. В любом случае - из такого места внутри, которое немногого стоит.

Вопрос тут не в пессимизме или оптимизме, цель Пути - сделать людей реалистичными по отношению к реальной жизни и в любом случае оптимистичными, или уверенными, в одной области - в Пути. Если вы не пытаетесь поддерживать оптимизм на Пути, это станет серьёзной помехой, которую придётся преодолевать. Но в принципе оптимизм на Пути - это данность, так как если вы находите его, значит, в глубине своего существа у вас есть надежда.

 

Убегание и оцепенение - первоначальные реакции на страх.

Вы поняли, а некоторые из вас уже наблюдали в своей жизни, что агрессивность может быть вызвана неверным использованием или неиспользованием сексуальной энергии. Другой источник агрессии - страх. Некоторые даже утверждают, что любая агрессия происходит из-за страха. Это неверно, агрессия, причиной которой является страх, - это только второстепенная реакция.

Фактически, есть два вида первостепенных реакций на страх: убегание и оцепенение. По существу, это правильные реакции, так как цель бегства - обрести безопасность, а смысл оцепенения и неподвижности - слиться с окружающей средой и остаться незамеченным. Нормальные реакции с физической точки зрения (вы можете найти их у животных), которые становятся ненормальными с психологической точки зрения, - когда вы убегаете от ситуации или вас парализует страх. Так свойство дарит нам свою положительную сторону - возможность выживания - и отрицательную сторону, когда проявляется психологически. Какое свойство появляется в результате страха в обоих случаях?

 

С.: Неэффективность.

 

- Неэффективность и агрессивность, когда убегания и оцепенения слишком много. Здесь, среди вас, например, есть определённое количество хамелеонов, которые всегда ищут самый дальний угол, чтобы я их не видел, или не осмеливаются со мной поздороваться. Из-за страха или из-за самолюбия?

 

Мишель: Это может быть только из-за страха или чувства вины, так как они думают, что сделали что-то неправильно…

 

- Ты говоришь: «Это может быть только...» Ты хочешь контролировать мир, не правда ли? Чтобы все видели вещи так же, как ты? «Это может быть только…»!

 

Разные аспекты страха

Это может быть страх. Страх быть отвергнутым, быть осуждённым, страх того, что другие люди подумают о нас, скажут про нас… Вам знакомы эти страхи? Хотя это также может означать высокомерие. Итак, есть два возможных способа поведения: человек полностью сдается из-за страха того, что скажут или подумают окружающие, или становится высокомерным и объявляет, что его меньше всего заботит, что другие думают и говорят про него, - хотя на самом деле это самая большая проблема в его жизни. Самолюбие - это аспект свойства «страх», и в то же время страх - это аспект самолюбия.

 

Самолюбие, доминирование, зависимость, жадность, ложь и т.д. - свойства, порождённые страхом

Страх вызывает к жизни многие другие свойства. Как мы уже увидели, он приводит к высокомерию, самолюбию (это способ защититься подобно лающей собаке), а также к доминированию. «Если у человека есть власть, ему больше нечего бояться» - так рассуждают диктаторы и тираны, которые считают себя неуязвимыми. Страх приводит к зависимости от того, кто защищает нас. Он приводит к жадности и запасам консервам в холодильнике - а вдруг что... Вы готовитесь к тяжёлым временам или экономите, откладываете деньги. Очевидно, что страх приводит ко лжи - очень о многом вы просто боитесь сказать... Мы увидим, что он приводит к таким свойствам, как «лунатизм» и «бродяжничество», и, как мы только что видели, неэффективности, поскольку парализует вас или заставляет сбежать, но также к лени: вы перестаёте делать что-либо из-за оцепенения. И, конечно же, он приводит к чувству неполноценности.

 

С.: Иногда он приводит к алчности…

 

- Да, к жадности и её крайности - алчности.

 

С.: Ещё к упрямству. Когда ты боишься, ты больше не можешь думать…

 

- Да, упрямство - форма тюремного заключения.

 

Как бороться против страха? Поразмыслить о ситуации логически

Работа состоит в освобождении от страха, но это и есть определение Работы на Пути: это способ освобождения, что становится особенно очевидным для людей, страдающих от свойства страха. Работа на Пути должна привести их к освобождению от страха, освобождению из их тюрьмы. Правда, все свойства - это тюрьмы.

Как можно бороться против страха?

В первую очередь - научившись использовать здравый смысл, думая о ситуациях логически, с осознанием, что страх проявляется на эмоциональном уровне, но мы не можем работать с ним сразу же на этом уровне. Мы можем начать ясно мыслить, самостоятельно или с помощью других людей исследовать ситуацию снова и снова. А что мы делаем, когда боимся?

 

Эрика: Однажды вы сказали, что лучшее лекарство - внешнее учитывание, надо забыть о себе...

 

- Да, но это слишком специфически. Бывают ситуации, в которых просто невозможно сделать что-то для кого-то другого. Если вы боитесь пауков, что вы собираетесь делать? Внешне учитывать? Завести их дома? Что вы можете сделать, чтобы заставить паука уползти из вашей ванны? Я слышал об американце, который изобрел лестницу для пауков, попадающих в ванну... Но как насчёт тебя, что бы ты сделала?

 

Эрика: Я бы схватила его за лапку и вытащила.

 

- Хорошо, но проблема в том, что у паука очень хрупкие лапки, они легко ломаются.

 

Эрика: Я бы взяла палку, паук взобрался бы на неё, и я смогла бы перенести его из ванны.

 

- А он послушался бы? (смех) Я сам пытался, пауки обычно меня не слушаются, но из меня плохой дрессировщик…

 

Эрика: Я бы взяла щётку, и как только паук вскарабкается из неё, я бы вынесла его.

 

- А, щётку!..

 

Эрика: Я бы позвала на помощь! (смех)

 

- Нет, нет, активная позиция, а не позиция страха!

 

Лучший инструмент: мантра

Если серьёзно, что вы делаете в критической ситуации? Когда вам страшно, что вы делаете? Когда вам по-настоящему страшно.

 

Эрика: Надо заменить страх чем-то…

 

- Да, но в этом и вопрос. Что ты делаешь внутренне? Что? Ты думаешь об этом под воздействием страха? Мы сейчас ищем инструмент для всех, у кого страх является главным или преобладающим свойством.

 

Эрика: Я попрошу о помощи...

 

- Кого ты попросишь?

 

Эрика: Буду концентрироваться на дыхании, помня себя...

 

- Лучший из возможных инструментов - это, конечно, повторение мантры. Религиозные люди скажут - молитвы, но если у вас нет веры, используйте вместо неё мантру, или станс. И смысл не в том, чтобы попробовать это один раз, но снова и снова, каждый раз. Это не даёт сразу же чудодейственного эффекта, однако показывает путь. До того дня, пока у вас не появится вера в Бога, в судьбу и вы больше не будете считать себя своим телом.

 

Чтобы избавиться от страха перед Богом: развивать преданность. Смотреть на ночное звёздное небо

Это правда, что некоторые люди боятся Бога, поэтому они испытывают чувство вины. Один из способов преобразовать страх перед Богом, или Высшим, - это понять, что означает преданность. Страх может превратиться в преданность, или уважение. И самым простым способом развить преданность для тех, у кого её естественным образом нет, - это выходить каждую ночь на улицу и смотреть на небо. Я не знаю лучшего способа для приобретения чувства преданности.

 

С.: Смотреть на небо, когда оно ясное?

 

- Из какого свойства задан этот вопрос? Вопрос, не имеющий смысла, касающийся незначительной детали? Вы позволяете деталям увести себя в сторону и упускаете самую суть. «Лунатизм»? «Бродяжничество»? Постарайтесь определить, какое из этих свойств, проявляется здесь. Кроме того, это может привести к эффективности, так как незначительная деталь мешает вам действовать.

 

С.: Когда человек озабочен деталью, не происходит ли это часто из-за потребности доминировать? Например, в том, что говорит другой, он находит неправильную деталь и использует, чтобы опровергнуть всё, что тот сказал…

 

- Мы часто действуем так, чтобы утвердиться в жизни или оправдать наш отказ от чего-нибудь. Мы цепляемся за незначительную деталь, возражаем против неё или высмеиваем, и это позволяет нам отвергнуть всю ситуацию. Это не то, что произошло только что здесь, но такая модель поведения существует.

 

С: Когда нас парализует страх, причина здесь физическая или эмоциональная?

 

- Есть несколько видов оцепенения, происходящего из-за страха, одни из них физические, другие - эмоциональные.

 

С.: Что делать человеку, когда он испытывает физический страх?

 

- Это происходит оттого, что человек отождествляется с физическим. Работа состоит в том, чтобы не отождествляться. Когда вас парализует страх, закройте глаза и молитесь или повторяйте мантру - и вы почувствуете, как ваши ноги внезапно снова станут двигаться, так как вы больше не отождествляетесь.

 

С.: Если человек избегает конфронтации с кем-либо - это страх?

 

- А вы как думаете? Давайте предположим, что все страхи имеют источник в физической теле. Что происходит тогда? Это страх оказаться в неприятной или дискомфортной ситуации.

 

С.: Вы сказали, надо смотреть на небо, чтобы приобрести чувство преданности. Это значит иметь ощущение того, насколько мы малы по сравнению со звёздным ночным небом?

 

- Нет, нет, смотрите на небо.

 

С..: Как глядение на небо может развить чувство преданности?

 

- Понимаете, есть вопросы, которые не следует задавать, и это один из них. Когда я что-то объясняю вам, рассказываю, как делать что-то, мы не можем об этом больше говорить, пока вы не попробовали это сделать. С моей стороны бессмысленно будет объяснять вам интеллектуально, что при этом происходит. Вам надо попробовать - в любом случае, вам это никак не повредит, так что рискните. В этом нет ничего опасного - ни фанатизма, ни подчинения власти… Я просто предлагаю вам: ночью выйдите на улицу или откройте окно и посмотрите на небо - вы сами почувствуете, что произойдёт у вас внутри.

 

С.: Почему мы естественно наслаждаемся этим?

 

- Потому что преданность - это абсолютно естественное состояние для человеческого духа. Ваша сущность знает, что она только крошечная частичка огромного целого, Абсолюта.

 

С.: Говорят, от страха можно умереть. Есть история о человеке, который внезапно умер оттого, что в темноте ему показалось, что кто-то стучится в его дверь. А это была просто ветка…

 

Страх: всегда иллюзия. Кроме непосредственного физического страха

- Это ещё одно подтверждение того, что все страхи - иллюзия, и тут появляется другое свойство, ложь. Страх - это всегда иллюзия, за исключением непосредственного физического страха, когда есть настоящая опасность.

 

Недостаток веры, сомнение: проблема страха

- Со страхом всегда связано, конечно же, чувство незащищённости, а также сомнение и недостаток веры. Сегодня кто-то спросил меня, как развивать веру. Работать над страхом. Тот, у кого есть проблема с верой, на самом деле имеет проблему со страхом, ему хочется, чтобы его успокоили. Постарайтесь понять, как свойство страха проявляется в отсутствии веры. Вполне естественно, что вера - это не что-то врождённое, что у вас есть какие-то сомнения, так как в вас присутствует свойство страха. В тот день, когда это свойство в вас исчезнет, вы перестанете искать веру, у вас больше не будет проблем с сомнением, так как вы будете принимать вещи такими, какими они приходят, как они есть, здесь, перед вами.

 

С.: Можно ли страдать от отсутствия веры в себя, но легко верить другим людям?

 

- Это возможно, да. Вера в других людей тогда относится к другому свойству, зависимости, что, как вы понимаете, не лучше. А недостаток веры в себя происходит от чувства неполноценности. Это относится к области взаимоотношений.

Какие строчки, касающиеся веры вы пели несколько минут назад? «Принимать слова Мудрых»... Можете спеть их снова? Не новую аранжировку, а старую. Мы сейчас пишем новые аранжировки, но не будем забывать старые, мы вернемся к ним позднее...

 

 

Аран, о Аран!

Я научился

Принимать слова Мудрых,

Хотя сначала

Они кажутся непонятными.

Теперь моя позиция -

Позиция саженца.

Посаженного садовником.

Терпеливо, безмолвно

Он принимает

Заботу, льющуюся на него,

И однажды новое дерево

Даст плоды.

 

(Аран 39)

 

Принимайте слова мудрых, хотя сначала они кажутся не понятными... Конечно, они непонятны, потому что направлены против свойств и, следовательно, для свойств неприемлемы. Так что мы можем заключить сделку: если вы принимаете слова Мудрых, мало-помалу это Учение трансформирует вас и однажды принесёт плоды. Но страх - это препятствие, он не даёт нам принять слова Мудрых. Из-за него появляются недостаток уверенности, сомнение и пропадают рассудительность, ясное мышление - то есть то, что позволяет нам видеть истинность или ложность Учения. Ведь когда включается свойство, становится невозможно видеть. Постарайтесь понять это: вам надо использовать разум, чтобы понять что-то, а не одно из ваших свойств, которые удерживают вас на вашем уровне.    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: