Упорная борьба против самолюбия

 

В небольшой книжке, написанной очень продвинутым учеником Успенского и Гурджиева, я прочитал следующую цитату из Гурджиева: «Если вы не решили вести упорную борьбу против тщеславия, особенно против гордыни, никакие методы вам не помогут».

 

Лила: Имеется ли в виду борьба против эго?

 

- По-английски это слово звучит как self-pride: «гордость за себя». Я думаю, понятие должно быть расширено до идеи любви к себе - «само-любия».

 

Лила: Это, то же самое, что ставить себя впереди других, быть первым?

 

- Я не думаю, что это свойство так активно, как вы об этом говорите. В выражении «ставить себя впереди других» присутствует действие. В «само-любии» (или «гордости за себя») есть, конечно, небольшое действие, но прежде всего это особенное состояние бытия, неактивный элемент. «Ставить себя впереди других» означает желание существовать любой ценой: вы активны, вы делаете что-то, чтобы показать, что вы существуете. В «само-любии» есть внутренний элемент, основанный на тщеславии. Движение не идёт от вас наружу, это способ принятия внутрь того, что приходит снаружи.

 

Способ принятия всего, что приходит к нам

Пример. Минуту назад я сказал Мишелю: «Мишель, сядь и успокойся на несколько секунд!» Мишель мог заметить, что мы пытались сохранять тишину, и мог сесть спокойно, как и другие. Это было бы объективным наблюдением за конкретной ситуацией. Он также мог подумать: «Он даёт мне приказания! Кем он себя возомнил? Так разговаривать со мной в присутствии других людей!..» Понимаете? Тут есть внутренний, неактивный элемент, полностью основанный на тщеславии, самолюбии.

Таким образом, в самолюбии есть два аспекта: человек хочет существовать, демонстрируя, что он что-то делает, и в то же время негативно воспринимает всё, что кажется ему оскорблением, предательством, несправедливостью - по отношению ко всему, что является частью его требований и взращивает его внутреннее учитывание.

 

Лила: Значит ли это умереть для себя?

 

- Это значит умереть для эго. Для того чтобы сделать возможным второе рождение, чтобы самое лучшее в нас могло существовать, необходимо, конечно, чтобы то, что низко в нас и забирает всё пространство, - тщеславие, эго - умерло.

 

Лила: Это сопровождается страданием. Как только вы делаете усилие, чтобы существовать меньше на уровне эго, возникает страдание...

 

Вопрос: кто в нас страдает? Маленькое «я», которое не есть мы

- Это добровольное страдание. Есть два момента - сознательность и добровольное страдание. Добровольное страдание - это когда вы соглашаетесь на то, чтобы в вас умерло что-то плохое, и это всё равно заставляет вас страдать. В этот момент задайте себе вопрос: «Кто во мне страдает?» Если вы всё ещё воспринимаете себя как единое существо, то вы всё ещё не поняли, что вы - множественность, что у вас есть много маленьких «я», и вы отождествляетесь с тем маленьким «я», которое страдает. Если вы понимаете, что страдает маленькое напрасное «я», вы знаете, что это не вы, а только ваша часть.

 

Лила: Значит, можно сделать усилие - не проявлять наружу. Но что можно предпринять по поводу страдания? Мне не понятно, какая работа должна происходить на этом уровне...

 

 

Как работать, когда тщеславному «я» причинили боль

- Единственное возможное усилие - это усилие понимания. Мы должны понимать, что происходит внутри вас. Например, вы раздражены и говорите себе: «То, что пытается реагировать во мне сейчас, ничего не стоит. И более того, то, что сказал мне этот человек - правда».

Несколько минут назад я выходил посмотреть, как идёт строительство. Я вообразил, что всё, как обычно, хорошо. И что же я увидел? Кто-то сломал стену, которую нельзя трогать ни при каких обстоятельствах, потому что это несущая стена. Я позвал ответственного человека и сказал ему: «Я же просил тебя наблюдать за работой!» Он мог воспринять то, что я сказал, объективно и признать: «Да, я не справился с работой, но теперь я обо всём позабочусь». Или он мог обидеться, потому что я сделал ему неприятное замечание в присутствии других людей. Представьте, что внутри его тщеславие было уязвлено, - что он мог сделать? Он мог увидеть, что затронуто и уязвлено его тщеславное «я». В таком случае следует не проявлять наружу, а затем понять ситуацию. «Да, я не пришёл посмотреть, что они делали, я даже не сказал им, что должно быть сделано. Теперь, объективно, я постараюсь исправить то, что сломано». Вот и всё, и нет негативных эмоций.

 

Внимание только к объективному факту

Вы не можете сделать прямого, немедленного усилия против тщеславия, вы можете только видеть, как это работает. И однажды вы испытаете на себе следующее: люди могут говорить вам всё, что угодно. Вместо того чтобы слышать то, что уязвляет ваше тщеславие, вы будете слышать объективные факты. Например, этим утром кто-то спросил меня: «Мистер Айссель, вы помните о...?» Я ответил: «Нет, я забыл!» Я забыл, и всё! Во мне нет ничего, что сказало бы: «Я забыл, я идиот» или «Почему мне не напомнили?» Я забыл - и во мне нет ничего, что затронуто!

 

Принятие объективного факта и действие

Принятие объективного факта, потом действие. Есть ли возможность изменить тот факт, что я что-то забыл? Если ничего изменить нельзя, я оставляю это без внимания и двигаюсь дальше. Если есть возможность что-то изменить, я действую незамедлительно и не теряю ни секунды на чувство вины или задетого тщеславия. И никаких оправданий - ничего подобного.

Возможно, достигнуть этого состояния бытия, но для этого вы должны снять маски со всего механизма и иметь смелость прямо смотреть на ситуации, задевающие ваше тщеславие. Дело в том, чтобы специально выискивать их, а в том, чтобы не убегать от ситуаций, в которых задеваются ваше тщеславие и самолюбие. Напротив, вы должны их использовать в своих интересах и проделывать всю необходимую Работу.

 

Лила: В определённых ситуациях конкуренции и соперничества вступает в игру несколько видов тщеславия - во всяком случае, у меня. Обычно у меня возникает решение отступить назад и позволить другим людям занять место впереди…

 

- Это так не работает, никогда. Может казаться, что это решение вашей текущей проблемы, но в действительности Работа состоит в том, чтобы остаться на своём месте. Всё происходит внутри вас, а не другие люди создают проблему.

 

Лила: А если я понимаю, что страдает мое эго?

 

- Тогда вы в Работе. Если вы понимаете, что страдает ваше эго, и вы не стараетесь оправдаться, обвинить кого-то еще, вы в Работе.

 

Лила: Почему будет неправильным в этой ситуации пропустить кого-то вперёд?

 

- Вы должны что-то сделать, всё, что вы можете. Все действия, которые вы в состоянии совершить, вы должны совершить. Это ваша работа, и это не имеет никакого отношения к другим людям.

 

Смотреть за собой, а не за другими людьми

Делайте то, что умеете, и потом добавляйте к этому что-то ещё. Другой, более важный принцип: следите за собой, не за другими людьми. Делайте максимум того, что умеете, на что вы способны, во всех областях. Твоя проблема, Лила, состоит в том, что ты смотришь на свою работу с точки зрения других людей. Это то, что ты должна прекратить делать.

 

Лила: Как я могу это прекратить? Ведь я должна...

 

- Нет! Как мне привести тебя к пониманию того, что я имею в виду?.. В чём твоя Работа? Она состоит из двух вещей: с одной стороны, стараться как можно чаще осознанно относиться к себе и затем не проявлять отрицательных эмоций. Когда у тебя возникает отрицательная эмоция, внутренне выполняй Работу: ты не оправдываешься, ты не делаешь кого-то ещё ответственным за своё раздражение, недовольство, гнев, ты видишь, что это находится в тебе, и что другой человек не причина этого. Если ты это делаешь, ты в Работе.

Но помимо этого, ты выполняешь всю внешнюю работу, которую умеешь делать. Это то, что я называю, «смотреть за собой, а не за другими людьми». И если ты наблюдаешь за собой таким образом, доброжелательное отношение к людям придет само собой.

 

Лила: Разве доброжелательное отношение не значит отступить назад в конкуренции? Сказать: «Хорошо, я отступаю. Действуй!»

 

Не вступать в конкуренцию, продолжая при этом делать то, что умеешь

- Никогда! Вы можете не вступать в конкуренцию и продолжать делать то, что должны и что умеете делать. Это всё! Здесь каждый имеет возможность утверждать себя там, где он способен, как он может и как ему нравится, но никогда за счёт кого-то ещё. И если у вас возникает впечатление, что кто-то ещё занимает ваше место, то это ваша проблема, а вовсе не его! И тут нет исключений. Вы сами должны заботиться о своей проблеме, а не другой человек. В противном случае вы рискуете уподобиться людям, которые критикуют тех, кто делает слишком много. Предположим, люди, делающие слишком много, примут критику - кто будет действовать? Ведь в основном те, кто любит критиковать, сами мало что делают... Кто будет действовать?

Существует достаточно областей деятельности для самовыражения. Например, на данный момент у нас есть три человека, которые могут запевать песни: Жерар, Кристиан и Лила. Мы не можем попросить одного из них прекратить это делать! Ещё один пример: некоторые люди поют громче других. Я имею в виду, к примеру, Флоранс, которая всегда поёт громче других! Мы не можем попросить их петь тише. Не только потому, что они поют лучше, но также потому, что они своим пением ведут других. Вы понимаете, что я имею в виду? Если бы у нас было пятьдесят человек, слаженно поющих вместе, я бы сказал Флоранс: «Достаточно, ты можешь петь потише», (смех)

Но, возвращаясь к фразе Гурджиева, это дело внутренней работы, а не внешней. По-моему, люди, как правило, слишком много беспокоятся о том, чем занимаются другие. На Мути не беспокойтесь ни о других людях, ни о том, что они делают, ни о том, что они говорят или что думают. Делайте то, что должны делать. И если кто-то возлагает на вас ответственность, или если вас попросили что-то сделать, или если вы хотите что-то сделать - делайте. Не думайте о том, что думают или говорят другие люди, но всегда относитесь к ним доброжелательно, независимо от того, что они делают. Если они дружелюбны и благожелательны по отношению к вам, хорошо. Если нет, не реагируйте. Вы понимаете, что это основная часть Работы? Если вы будете применять то, что я сказал, вы будете двигаться очень быстро и становиться внутренне устойчивыми, внутренне сильными. И если кто-то с вами недружелюбен, это больше не будет вас задевать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: