Датешидзе Т. А.
СПб.: Речь, 2004. — 128 с, илл. |
Д20 Альбом по звукопроизношению. -
В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающими задержкой речевого развития разного происхождения, с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей коррекционно-диагностических групп детей раннего возраста с речевой патологией. Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему ребенку в общем речевом развитии.
_-
Задержка речевого развития — это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звукона-полняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку у каждого этот процесс происходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят такие звуки, как:
— гласные А, О, У, И;
— согласные [М], [М'], [Н], [Н'], [П], [П'], [Т], [Т'], [Д], [Д'], [Б],
[Б'], [Ф], [Ф'], [В], [В'], [К], [К'], [Г], [Г'], [X], [X'];
— дифтонги ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели при норме.
У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произношение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков речи у таких детей начинаем с гласных звуков, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводим вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в элементарную фразу.
Конечно, работа со звуком осуществляется в игровой форме и только при желании малыша играть с вами. Для этого необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.
Предлагаемый альбом поможет вам выстроить последовательную схему работы со звуками, подскажет варианты включения звуков и слов с ними в сопровождающий речевой материал.
1. Взрослый:
— Это мальчик. Покажи мальчика. У мальчика сломалась машинка. Мальчик плачет: «А-а-а!» Как плачет мальчик?
— А-А-А!
2. «А-А-А!» — заплакала Аленка.
«На!» — сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И сестренке отдала.
Е. Благинина
Как заплакала Аленка?
Рот пошире ты открой,
Звонко эту песню пой: «А-А-А!»
|
1. Взрослый:
— Это паровозик. Паровозик кричит: «У-У-У!» Как кричит паровозик?
2. Паровоз кричит:
— У-У-У!
Я иду-иду-иду.
У-У-У!
1. Взрослый:
— Это пароход. Пароход плывет по реке. Пароход гудит:
«У-У-У!» Как гудит пароход?
— У-У-У!
Пароход плывет, гудит,
Пароход нам говорит:
— У-У-У! У-У-У!
Далеко я уплыву.
1. Взрослый:
— Покажи мальчика. Покажи щеночка.
— Я щеночку подпою: «У-У-У!»
Как поет мальчик?
— У-У-У!
Губки я тяну, тяну,
Песню новую пою-у-у-у:
— У-У-У!
1. Взрослый:
— Покажи девочку. Девочка заблудилась. Кричит: «АУ!»
Как кричит девочка?
— АУ!
2. Кричу в лесу: «АУ, АУ!»
И мне в ответ: «АУ, АУ!»
Как кричим в лесу?
— АУ! АУ!
Как отвечает эхо?
— АУ! АУ!
3. Пошли Аня и Алик в лес. Аня ушла далеко. Кричит Аня: «АУ!» Алик ответил: «АУ!» Как закричала Аня?
— АУ!
— Как ответил Алик?
_- АУ!
1. Взрослый:
— Покажи малыша. Малыш плачет: «УА!»
Как плачет малыш?
— УА!
2. Наш малыш кричит с утра:
— УА! УА!
Вот и все его слова.
3. Вот мальчик Ванечка. Просыпается Ванечка. Кричит: «УА!»
Как кричит Ванечка?
— УА!
1. Взрослый:
— Покажи лошадку. Лошадка кричит: «И-И-И!»
Как кричит лошадка?
— И-И-И!
2. Лошадка, скачи:
— И-И-И!
Лошадка, кричи:
— И-И-И!
1. Мальчик охает, кричит:
— 0-0-0!
Ушко у него болит:
— 0-0-0!
— Как кричит мальчик?
— 0-0-0!
Губки округляются,
Бублик получается.
Покатился далеко:
— 0-0-0!
1. Взрослый:
— Покажи бабушку. Бабушка удивилась:
Как удивилась бабушка?
— 0-0-0!