Найти способ разрешения (снятия) противоречий

Введение

Есть такая наука – диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Как, в общем, и любая философия, и как и любая философия диалектика есть метод познания мира.

Если вкратце, то особенность этой науки среди всех других в том, что она обязывает рассматривать (понимать, изучать) все предметы и явления в контексте (т.е. во взаимосвязи с окружающим их миром), в движении (т.е. в изменении – каким объект был до момента изучения, каким может стать в будущем) и диалектика объясняет, что все предметы и явления не статичны, что они изменяются через противоречия внутри них самих и с окружающим миром.

Основные вехи диалектики задали такие мыслители как:

- Гераклит Эфесский (др. греч. философ)

- Сократ (др. греч. философ)

- Платон (др. греч. философ ученик Сократа)

- Аристотель (др. греч. философ ученик Платона)

- Николай Кузанский (или Николай Кребс нем. философ Средневековья)

- Джордано Бруно (итал. философ Средневековья, да это его сожгла католическая церковь за несогласие с геоцентрической системой вселенной)

- Иммануил Кант (нем. философ 18 века, да это его цитаты гуляют по соц. сетям)

- Георг Гегель (нем. философ 18-19 вв, да это он на своем портрете с мешками под глазами)

- Карл Маркс (нем. философ 19 века, нет это не он придумал СССР)

- Владимир Ульянов-Ленин (гос. деятель начала 20 века, да это он придумал СССР)

Данная разминка для ума не даёт новой информации о самой кружке и была бы актуальна лет 100-150 назад. Её задача показать принцип диалектического мышления в вопросе поиска пути развития объекта изучения на примере простого предмета.

В конце материала даны термины и определения, использующиеся в тексте.

Постановка задачи и пути решения

Задача: диалектически определить в какую сторону и как будет развиваться кружка.

Путь решения:

1. Дать понятие кружки

2. Перечислить качества (свойства) кружки

3. Найти противоречия качеств (так как развитие качеств идет через их противоречия)

4. Выделить существенные противоречия и через них найти существенные качества – сущность предмета и основное противоречие.

5. Найти способ разрешения (снятия) противоречий (т.е. нового этапа в развитии кружки).

Дать понятие кружки

В начале любого рассуждения, а тем более рассуждения последовательно научного, желательно определиться с понятиями, чтобы в ходе рассуждения не потерять нить рассуждения и не спутать объекты, которыми будут оперировать.

Любая кружка — это ёмкость для хранения, транспортирования жидких, сыпучих веществ, т.е. сосуд. Но сосудом являются помимо кружки любые предметы с полым объёмом которые можно использовать для хранения, например, кувшин, лейка, или ведро, которые имеют с кружкой общее свойство – все они сосуды, и различные свойства – по объёму и конкретной функции. Найдём отличие кружки от множества сосудов по различным свойствам. Кружка — это столовый сосуд – принадлежность к столовым предметам определяет объём кружки в примерных границах 150-500 мл. Всё это были материальные (объективные) свойства кружки (форма), но рассмотрим также и её идеальные (субъективные) качества – функция питья отделяет кружку от, например, лейки или ведра из которых обычно не пьют. Но за столом пить можно также, например, из стакана, а при желании и из тарелки или блюдца. Найдём отличие кружки от множества столовых приборов для питья – это ручка, которой нет ни у стакана, ни у тарелок. Уточним, что ручка из столовых сосудов есть также и у чайника, есть она и у ковша, и из обоих можно пить. Здесь отделим кружку от чайника тем, что у чайника кроме ручки также появляется и носик для наливания, что отличает его от кружки и формой и функцией. У ковша же форма ручки приспособлена для держания не несколькими пальцами, как у кружки, а всей кистью, в то же время форма его основного объёма не такая как у кружки (отношение высоты к ширине меньше чем у кружки) и обычно не имеет U-образной выпуклой фаски по внутреннему контуру для удобства питья, а кружка имеет такую фаску. Поэтому ни чайник, ни ковш, хоть из них вообще и можно пить, не предназначены для этого. Итого кружка ­ это – столовый сосуд для питья с ручкой.

Перечислить качества (свойства) кружки

Перечислим качества в порядке уменьшения их значимости для функции объекта: объём (в мл.), форма (прямая, конусообразная, бочкообразная и т.п.), материал (керамика, стекло, металл, пластмасса, древесина и т.п.), эстетическая ценность (пропорциональность, украшения в виде рельефа или рисунка и т.п.).

Такое свойство как, например, удобство в расчет брать не будем, так как удобство является суммой других качеств кружки – объём, форма, материал.

 

Найти противоречия качеств

1) Объём

а) Предназначен для содержания чего-либо, но всегда ограничен своими поверхностями

б) Чем больше объём, тем меньше сосуд удобен для питья

2) Форма

а) Отсутствие крышки способствует проливанию содержимого

3) Материал

а) Керамика гигиенична, но хрупка

б) Металл прочен, но менее гигиеничен чем керамика

в) Пластмасса и дерево не очень прочны и не очень гигиеничны

4) Эстетическая ценность

а) Обычно чем выше эстетическая ценность, тем сложнее производство кружки и выше её цена

 

Выделить существенные противоречия и через них найти существенные качества – сущность предмета

Выделить из всех противоречий основное можно через его принадлежность к самым определяющим качествам и выделяя в самих противоречиях то, которое сильнее всего влияет на функцию рассматриваемого предмета или явления, на его существование.

Какое из качеств больше всего влияет на функцию предмета? Можно пить из кружки любого разумного объёма, из кружки, выполненной из любого из перечисленных материалов, при этом не важно какого она цвета. Больше всего неудобства или даже невозможности питью из кружки может придать её форма.

Какое противоречие выделим основным? Противоречие о том, что у кружки отсутствует крышка.

Таким образом именно качество формы кружки мы выделим как определяющее ещё и потому, что в понятие формы входят и наличие либо отсутствие у кружки ручки и крышки.

 

Найти способ разрешения (снятия) противоречий

Противоречие 1а (объем предназначен для содержания чего-либо, но всегда ограничен своими поверхностями) в принципе не мешает пользоваться кружкой и просто присуще любому сосуду, снятие этого противоречия не видится возможным. Противоречие 1б разрешено (снято) подбором оптимальных объёмов для удобства питья разных напитков в разных ситуациях как, например, полулитровая пивная кружка, средняя кружка для различных напитков или маленькая чайная кружка. Противоречие 2а указывает путь развития в сторону появления новых типов кружки – кружка-непроливайка, кружка походная, у которых есть крышка навинчивающаяся, либо откидная, либо с небольшим отверстием для питья. Противоречия 3а, 3б показывают пути развития в сторону разработки новых материалов – пищевых металлов с высокой прочностью (стойких к царапинам в которых на остатках еды размножаются бактерии), покрытия древесины пищевыми лаками, керамики армированной фиброй для повышения прочности и т.п. Противоречие 4а актуально в конкретных случаях относительно покупательной способности конкретных потребителей, но и оно разрешается путём повышения производительности труда и уменьшения тем самым стоимости кружки, разработкой новых технологических процессов для упрощения производства.

Путь развития перечисленных качеств, разрешения их противоречий также пойдёт через накопление количественных характеристик, которые со временем перейдут в качественные изменения. Например, объём кружки увеличивался в миллилитрах пока не стало очевидно, что дальше кружкой пользоваться уже будет неудобно и она становится не кружкой, а, например, кастрюлей, вазой, ведром. Количество раз, когда человек прольёт свой чай натолкнет его на мысль о том, что неплохо бы делать кружки с крышкой. Количество разбитых кружек вынудит найти новые материалы для их изготовления, в которых в свою очередь количественные характеристики прочности и износостойкости укажут на качественные изменения материалов. И так далее, и так далее.

 

Итог

Следуя этому диалектическому методу можно разобраться в сущности любого предмета или явления от столового прибора до социальных групп людей, от всем знакомым физических явлений типа закипания воды до астрономических явлений далеких галактик. Надо только знать и правильно применять категории и законы диалектики, и тогда получится любой предмет разложить по полочкам, найти его качества, противоречия и пути их разрешения. Понять в чем произойдёт качественное изменение предмета или явления, или даже качественное изменение определяющих его качеств через разрешение основного противоречия, его сущности т.е. – в чём произойдёт революция. Так революция может быть технологическая, чему в истории есть примеры в виде нескольких научно-технических революций, может быть социальная – смена экономического базиса и вслед за ним всего общественно-экономического строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: