Образовательные технологии

 

В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются разнообразные образовательные технологии как традиционные, так и с применением активных и интерактивных методов обучения.

Активные и интерактивные методы обучения:

- традиционная лекция (тема №1, №2, №3, №4).

- проблемная лекция (тема №5-17)

- практические занятия (тема №3, №4, №5, №8, №15, №16)

- анализ конкретных ситуаций (тема №2, №12)

- презентация (тема №9, №11, №14, №17)

- лабораторные работы (тема №6, №7, №10)

Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обучающимся лучше усваивать материал, повышает вовлеченность в образовательный процесс.

Традиционная лекция незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. В рамках традиционной лекции рассматриваются:

- по теме 1 – основные понятия и определения, источники опасностей и объекты их воздействия, аксиомы БЖД, цели и задачи БЖД,

- по теме 2 – классификация опасностей, классификация источников опасностей, классификация причин, классификация ущерба,

- по теме 3 – понятие риска, риск события, риск поражения, риск ущерба, виды риска, методы оценки риска,

- по теме 4 – принципы обеспечения безопасности, методы обеспечения безопасности, средства обеспечения безопасности.

Проблемная лекция характеризуется проблемным изложением материала: преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и с помощью студентов находит ответ на вопрос. В состав методического обеспечения проблемной лекции входит перечень «проблемных вопросов».

- Тема 5 – Системный подход при анализе и управлении безопасностью, построение «дерева событий», «дерева опасностей и причин», «дерева отказов», методы анализа, сущность управления безопасностью.

- Тема 6 – Основные формы жизнедеятельности, условия труда, работоспособность, основные положения эргономики, опасные и вредные производственные факторы, производственный травматизм, охрана труда, инструктажи, нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда.

- Тема 7 – Физические и психофизиологические вредные и опасные производственные факторы.

- Тема 8 – Организация проведения специальной оценки условий труда. Техника безопасности и производственная санитария.

- Тема 9 – Понятия, источники и причины проявления биологических опасностей, защитные мероприятия, понятие, причины и классификация социальных опасностей, профилактика и борьба с социальными опасностями.

- Тема 10 – Механические активные (кинетические) и пассивные (потенциальные) опасности: движущиеся тела (транспортные средства, станочное и иное оборудование), высота, наклонные и скользкие поверхности и др, обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями основных параметров состояния среды, опасности, связанные с механическими колебаниями: вибрация, шум, инфра- и ультразвук, опасности, связанные с электромагнитными излучениями: электромагнитные поля радиочастот, видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения; лазерная техника, электрический ток как негативный фактор.

- Тема 11 – Загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы.

- Тема 12 – Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки.

- Тема 13 – Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения. Вредные и ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества, боевые отравляющие вещества. Горение и пожар. Взрывы.

- Тема 14 – Понятие и основные причины, поражающие факторы и параметры природных опасностей.

- Тема 15 – НПА в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные производственные объекты: их регистрация и лицензирование. Структура гражданской обороны объекта экономики и задачи гражданских организаций гражданской обороны. Способы и средства защиты в чрезвычайных ситуациях.

- Тема 16 – Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Очередность, стадийность и последовательность ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Способы оказания первой помощи пострадавшим.

- Тема 17 – Понятие устойчивости объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта.

Практические задачи предполагают анализ предложенных фактов и данных, выбор необходимых методов решения поставленной задачи, осуществление необходимых расчетов и аргументацию полученного ответа.

- Тема 3 – Количественное описание опасностей. Расчет индивидуального и коллективного риска. Расчет риска на рабочем риска, определение риска с использованием трехуровневой шкалы, оценка риска в зависимости от вида профессиональной деятельности.

- Тема 4 - Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Оценка надежности, безотказности, долговечности.

- Тема 5 – Анализ и управление безопасностью жизнедеятельности. Построение дерева событий, дерева отказов.

- Тема 13 – Техногенные чрезвычайные ситуации. Оценка радиационной и химической обстановки. Расчет времени эвакуации.

- Тема 15 – Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Оценка зависимости интенсивности ионизирующего излучения от расстояния до источника излучения и оценка эффективности действия защитных экранов.

- Тема 16 – Оценка неотложных состояний, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, иммобилизация,, дисмургия.

Анализ конкретных ситуаций ‑ техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

- Тема 2 – Классификация опасностей и их источников, причин и ущерба. Таксономия опасностей.

- Тема 12 – Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Условия и причины возникновения ЧС на примерах природных и техногенных ЧС в России и мире.

Презентация – эффективное проведение занятия предполагает использование всевозможных иллюстративных средств, например, аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на флип-чарте, демонстрацию слайдов проектором на экране.

- Тема 9 – Биологические опасности. Социальные опасности. Представление презентаций по теме, выбранной студентом, например, социальные опасности, связанные с психическим здоровьем, с вредными привычками человека (алкоголизм, табакокурение, употребление курительных смесей, наркотиками).

-  Тема 11 – Экологическая опасности: понятие, краткая характеристика, возможные последствия (на реальном примере по выбору студента).

- Тема 14 – Природные чрезвычайные ситуации. ЧС геологического характера, ЧС гидрологического характера, ЧС метеорологического характера (на отдельных примерах по выбору студента).

- Тема 17 – Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Лабораторная работа - одна из форм организации исследовательской деятельности, такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания.

- Тема 6 – Характеристика основных форм и условий деятельности. Организация трудового процесса (элементы эргономики) и охрана труда. Соотнесение условий деятельности с условиями труда. Лабораторная работа №1 Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя.

- Тема 7 – Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности. Лабораторная работа №2 Оценка параметров шума, микроклимата, световой среды на рабочем месте.

- Тема 10 – Техногенные опасности. Лабораторная работа №3 Изучение электробезопасности трехфазных сетей переменного тока и расчет защитного заземления.

Тестирование – это исследовательский метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков обучающегося по изученным ранее темам.

- Тема 6 – Тест по теме Вредные и опасные производственные факторы.

- Тема 7 – Тест по теме Расследование, оформление, учет и регистрация несчастных случаев на производстве.

- Тема 8 – Тест по теме Охрана труда.

- Тема 13 – Тест по теме Пожарная безопасность.

- Тема 16 – Тест по теме Первая помощь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: