Левановский детский дом в деревне Леваны

В июле 1942 года привезли в д. Леваны ленинградских детей из Октябрьского района города Ленинграда.

Этим детям многое пришлось пережить. Их вывозили из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера, на их глазах гибли родные. Конечно же, с этими детьми было работать нелегко, поэтому к детям подходили индивидуально.

Директором была назначена Баранова Анна Ивановна. Воспитатели в основном тоже были ленинградские. Эвакуированные дети жили в самой школе и в колхозной конторе, были оборудованы спальни.

Воспоминания Кропотиной Анны Григорьевны, директора школы:

 «9 сентября 1941 года взяли в райком комсомола, была секретарём комсомола 1 год, тянуло в школу. В то время мобилизовали девушек, из военкомата придёт задание: мобилизовать 10-20 девушек, вот и выполняли. В Леваны назначали директором школы 23 июля 1942 г. Перед войной была построена новая школа. Привезли ленинградских детей, от школы осталось два северных класса и учительская, в остальной части школы жили ленинградские дети. Классы разместили в разных местах: где колхозная контора – 2 класса, домик небольшой на два класса. Школа занималась в две смены. Учителями были и местные, и ленинградские, учились дети вместе.

Трудно жилось в те годы. Дети были голодные, измученные, бледные, больные. Учителя тоже сыты не были. В апреле 1944 года у нас была радость – дали кишки в Фалёнках на бойне. Шли пешком возле линии, радостные. Дома варили и ели».

 Воспитатели вместе с ребятами занимались заготовкой ягод и грибов. В 43 году грибов было много, возами возили на лошади. Овощи выращивали, была столовая, сами готовили. Животных никаких не держали. Население помогало эвакуированным. Самой трудной была заготовка дров. Женщины валили лес, возили на быках, ученики пилили и складывали в поленницы.

Взаимоотношение между ленинградцами и жителями Леванов были хорошие.

В 1943 году состоялся первый выпуск 7 класса в школе, и хотя время было трудное, организовали выпускной вечер: председатель колхоза выделил деньги на обед: кормили всех обедом, приглашали председателя сельского совета.

Во время войны в Репницах, что не далеко от Леванов, был детский интернат – филиал детского дома. Здание было двухэтажное. Кроме этого были баня, овощехранилище, дровенник. Обустроена спортивная площадка: беговая дорожка, турники, «гигантские шаги».

Коллектив был небольшой: директор, воспитатели, пионервожатая, инструктор по труду, кружковод, завхоз, бухгалтер, медсестра, повар, подсобные рабочие (доярка, конюх). Персонал детского дома очень часто менялся. Воспитателями в разные годы работали: Смольникова Мария Прокопьевна Овсянникова Анна Ивановна, Катаева Анастасия Петровна, Соболева Галина Кондратьевна, Шкляева Зоя Владимировна, Веселкова Анисия Васильевна, Леванова Валентина Ивановна, Лукиных Раиса Николаевна, Замятина Нелли Понтелеевна, Рудина Мария Дмитриевна, Ситникова Клавдия Герасимовна, Козырева Зинаида Владимировна. Инструктор по труду – Смердов Алексей Ефимович. Кружковод и по совместительству бухгалтер Смольников Степан Иванович. Медсестрой работала долгое время Пономарева Евдокия Александровна, а после расформирования Светицкого детского дома фельдшером стал работать Кропотин Иван Васильевич.

   Воспитатели и воспитанники занимались выращиванием зерновых, бобовых, картофеля, овощей. Выращивали и домашних животных, было 2 коровы, поросенок, бычки, 1948 году появилась лошадь.

В годы войны было тяжело: не хватало еды, школьного оборудования, одежды, учебников, но все жили дружно, помогали друг другу.

 Изучали арифметику, письмо, неживую природу, чистописание, рисование, пение, физкультуру. Учебников хватало. «Писали чернилами на газетах, книгах» - вспоминает Курков Василий Иванович.

Из воспоминаний Ситникова В.И.:

«Дети отличались дисциплинированностью, аккуратностью. Учителя и воспитатели организовывали досуг воспитанников: кружки, художественная самодеятельность, спортивные игры, секции, фотокружок. Алексей Назарович был страстный фотограф, у него был трофейный немецкий фотоаппарат. Большое внимание уделялось спорту. Среди воспитанников много было спортсменов, гимнастов, акробатов. Многие имели значки БГТО.

Из воспоминаний Смольниковой М.П.:

«Работать было интересно. С детьми проводились занятия, ходили в походы в лес, на реку. Занимались художественной самодеятельностью: ходили выступать по колхозам, ставили концерты в п. Фалёнки в клубе, даже несколько платных. Участвовали в олимпиадах, даже ездили на областной смотр.

После войны обеспечение детского дома намного улучшилось. Так, например, в 1946 году в библиотеке детдома было 279 экземпляров книг и учебников, таких как, «Хаджи Мурат», «Овод», «Гуттаперчевый мальчик», «Капитанская дочка», «Как вырастить цветы», история ВКП(б), букварь, родная речь, история СССР, география, сборник арифметических задач, алгебра и др. А уже в 1950 году только учебников в детдоме 400 штук.

 В 1953 году детдом выписывал следующие издания: «Комсомольская правда», «Кировская правда», «Сталинское знамя», «Пионерская правда», «Комсомольское племя», «Дошкольное воспитание», «Мурзилка», «Блокнот агитатора». Появляются радио и телефон.

 Материальная база стала богаче: появились настольные детские игры (лото, конструкторы, домино, шахматы), музыкальные инструменты (балалайка, гитара, гармошка), спортивное оборудование (скакалки, гимнастические кольца, велосипеды, лыжи), удочки. Для обучения девочек домоводству были завезены две швейные машины, вязальные спицы и крючки. Детдом закупал сукно, шерсть, бязь, сукно.

 В 1953 году в детском доме действовали 6 мастерских: портняжная, сапожная, кружевная, трикотажная, гончарная, игрушечная, слесарная, корзиночная, щеточная.

 Детский дом полностью обеспечивал своих воспитанников: одеждой, письменными принадлежностями, обувью и др. Когда воспитанник уезжал учиться, ему выдавали не только одежду, но и необходимые предметы быта (полотенца, постельное белье, посуда).

 Количество детей в детском доме было в среднем около 60 человек. В Репинский детский дом попадали дети из расформированных детдомов, например, детского дома №147 с. Верхосунья, Хмелевского детдома № 13. Последние годы количество детей резко снизилось. Это связано с тем, что детей забирали родители, родные, братья и сестры и увозили их не только в Ленинград, но и в другие города (Архангельск, Киров, Слободской, Казахстан). В детском доме были также дети из близлежащих деревень и сел, поэтому их забирали родные домой. Подросшие ребята направлялись на учебу в училища Омутнинска, Кирова, Ижевска, Москвы.

Детский дом в д. Репинцы просуществовал приблизительно с 1941 года по 1953год. Сотни воспитанников прошли через добрые и заботливые руки учителей, воспитателей, поваров, медиков. И каждый ребенок был согрет любовью взрослых, не смотря на тяжелое положение, горе, слёзы, утраты каждой семьи.

 

 

Левановский детский дом

Воспитанники Левановского детского дома

Воспитанники Репинского детского дома

Коллектив работников Репинского детского дома

 

 

Глава III. Заключение.

В морозные январские дни 1943 года наши войска совершили прорыв блокады Ленинграда. Город на Неве, уставший от бесконечного, как казалось, горя, наконец, вздохнул и начал постепенно приходить в себя. Военная блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны длилась 900 дней.

Ленинградские малыши. Московские, смоленские, белорусские, прибалтийские…  Да разве назовешь всех, кого приютила, обогрела в то тяжелое время вятская земля. Разве подберешь слова, которые хотя бы отчасти характеризовали то, что сделали во имя спасения сирот вятские горожанки и крестьянки.

Не все можно выразить словами. Вот и ленинградские матери, встречая после снятия блокады возвращающихся из эвакуации детей, много не говорили. Перед сопровождающими эшелон кировчанками они опустились на колени.

 

 

Глава IV. Список литературы и других источников информации.

 

При выполнении работы были использованы материалы:

 - «Архивный отдел (муниципальный архив) администрации Арбажского района Кировской области», историческая справка;

- Документальный рассказ Татьяны Смертиной «Три сестры военных лет»;

- Газета «Заря» -№ 43 от 13. 04. 2000 года;

- Газета «Заря» - №38. - от 27 марта 2014 года;

- материалы сайта Богородского района: сайт www.bogorodskoe43.ru;

- газета «Заря» 8 мая 1999 года;

- материалы музея Хорошевской школы;

- Материалы Богородского районного архива;

- Материалы ГАКО;

- Материалы газеты «Северная правда» №96, 99, 108;

 - Нечаев В.И. Подвиг (Лузский район Кировской области в годы Великой Отечественной войны) – Киров, 2005;

- Материалы сайта Котельничского района: http://www.kotelnich.info/vov/spdet/;                                                                                    - Газета «Вятский край» № 90 от 1995 года;

- Газета «Сельские вести» № 10 от 2003 года;

- материалы документальной повести Виктора Бакина «Детдомовские сороковые»;

- материалы сайта Немского района;

- материалы сайта Фаленского района, опубликованные Сергеем Шулятниковым;

- материалы Фаленского архивного отдела.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: