Детский дом №73 в селе Ильинское

В суровые годы войны в селе Ильинском Кырчанского района был организован детский дом №73. В мае 1943 года сюда привезли 125 детей из фронтовой полосы Смоленской и Ленинградской областей. Были среди них даже раненые. С момента организации детского дома и до пенсии на посту директора была талантливая женщина, кавалер Ордена Ленина, Ветеран педагогического труда Селивановская Татьяна Александровна. Воспитатели: Широких Мария Филипповна, Гребёнкина Александра Петровна, Субботин Василий Иванович проработали в детском доме до закрытия. Малютина Ираида Михайловна, проработала в детском доме 13 лет.

Детский дом разместился в двух освободившихся школьных зданиях.                                                                         Ждали, что здесь разместятся дошкольники, поэтому прислали соответствующего размера одежду, а прибыли ребята уже старшенькие. И рубашки, и штанишки и платьица – все им было мало.

 Ни одежды, ни обуви. Воспитатели ходили по деревням, брали с собой детей, кто из них мог ещё ходить. Подаяние просить было неудобно, поэтому ребята рассказывали, что им пришлось пережить под немцем, как на их глазах расстреливали родителей. Как голодные метались по лесам. Женщины деревенские - чувствительный народ, вот и выносили они кто отрез материи, кто старенькую одежонку, то кусок мыла, или что-нибудь покушать.

Трудно, тяжело поначалу приходилось. В помещениях холодно. Чтобы как-то поправить положение, снаряжали походы за сушняком: выстроятся ребята цепочкой, и каждый тянет сухую елочку. И плуг так же тянули, когда приходила пора пахать. Лошадь была слабенькая: пойдет, пойдет, а потом ляжет и долго так встать не может.

  Из воспоминаний бывшего детдомовца Геннадия Ефимовича Вепрева:

«Когда я приехал в Ильинский детдом, много здесь было ленинградцев и смоленцев. Последние все какие-то желтые: это от того, что немцы их поили бензином…Один братишка с сестрой постоянно сидели около печки: им все холодно, никак согреться не могли. Помню, все больше находились в группах: на улицу-то выйти не в чем. Я, когда прибыл, был одет в девичье платье, потому что ни рубашек, ни костюмов не было. Да что там рубашки: американские калоши – и тех лишь одна пара на десять человек. И не только я, много других ребят в платьях ходило. Стыдно, конечно, было, но куда денешься.

 Нам в группы техслужащая, дежурные и покушать приносили: завариху или еще что-нибудь. Конечно, досыта не наедались, часто болели, на ногах твердо стоять не могли. Я вот в первый класс пошел лишь в девять лет: упал как-то от слабости с лестницы и надолго потерял дар речи. Да и когда учиться начал, никакая учеба в голову не шла – одни колы поначалу хватал. Это уже потом, к классу четвертому, выправил успеваемость. Что еще помню, так это военнопленных немецких солдат, как их ведут с работы по сельской улице. По обочинам женщины стоят и все смотрят на них, смотрят и молчат. Лишь одна бабка какая-нибудь не выдержит порой: заплачет, бросит в их адрес какое недоброе слово. Наша же детдомовская ребятня, особенно смоленские, выскочит во двор, наберет камешков, обломков кирпичей или палки и давай в них бросать. Чаще не добрасывали, не попадали – слабенькие ведь, едва держались на ногах. Воспитатели малышей в таких случаях старались с улицы увести и как-то молча это делали, очень не ругали – понимали, сколько горя ребятам из-за этих вояк пришлось увидеть, сколько близких они потеряли… Чем дальше от войны уходили годы, тем лучше становилось в детском доме. Мы уж и играли, каких только игр не придумывали: прятки, борьба за флаг, «сопка». Ну и конечно, кататься любили с гор: тут даже определенное соревнование шло, у кого дощечка-катушка дальше везет…»

  Шли годы, неузнаваемо изменились условия в детском доме. Воспитанники уже ни в чём не видели нужды. Хорошо одевались, вкусно и калорийно питались. Весело отдыхали. Серьёзно готовились к проведению праздников, отмечались дни рождения. С концертами выступали перед населением.

  Из воспоминаний Малютиной Ираиды Михайловны, воспитателя детского дома:

«Большое внимание уделялось трудовому воспитанию детей. Каждый ребёнок в течение дня должен выполнить какую-то работу. Если детям 1-2 класса, к примеру, давалось задание прибраться в групповой, то среднее звено шло на кухню мыть посуду, чистить картофель, старшие девочки - чинить гладить бельё, мальчики - колоть дрова.
Образцово содержался земельный участок, где каждая группа сажала, поливала, полола, ухаживала, выращивала, убирала свой овощ. В детдоме работали швейная и столярная мастерские. Воспитатели и все сотрудники детского дома старались подготовить детей к самостоятельной жизни, чтоб девочки смогли сшить себе простенькое платьице, приготовить обед. Мальчики - отремонтировать обувь, сделать табуретку, стол, шкафчик.

После окончания детьми 7 классов их везли на трудоустройство, мальчиков в РУ (ремесленное училище), ФЗУ (фабрично-заводское училище), ЖУ (железнодорожное училище), девочек в текстильную промышленность, в города: Иваново, Орехово-Зуево, Гаврилов Ям. Ну, а одаренным детям давали возможность окончить 10 классов. После чего они поступали в университеты, техникумы и до получения специальности находились на балансе детского дома.

 Шефом детдома был Кировский машиностроительный завод имени 1 Мая. Огромную помощь он оказывал детдому. То книгами пополнял нашу библиотеку, то снабжал лыжами, велосипедами, а сколько разных металлических деталей получала наша мастерская! Даже был собран снегоход. В зданиях красили исключительно заводской краской. Первый телевизор в селе - подарок шефов детскому дому. Но главная радость детей - это приезд шефов в детдом. 2-3 дня счастья! Шефы везли детей купаться на реку Вою, выступали с песнями и плясками перед детьми. Дети давали ответный концерт и т. д. О! Сколько было слёз в день отъезда шефов!

 В области началось строительство школ-интернатов. Так в 1966 году Ильинский детский дом №73 был закрыт, детей перевели в Кировскую школу-интернат.

Разлетелись ребята по разным городам необъятной Родины. Прошли годы, но все же воспитанники детского дома не забывают той дружбы, которая связала их на всю жизнь. Трижды устраивали встречи в 1978, 1983, 1986 гг. Воспитанники пишут мне, навещают, шлют гостинцы. Побывали ребята из Ташкента, Ферганы, Крыма, Москвы, Новокузнецка, Славгорода, Кирова, Сарапула, Свердловска, Перми и других городов. Кто забегал на час-два, кто на одну-две ночки. А Валентин Веселов с женой и дочкой на своей машине приезжал из Ленинграда, гостили неделю».

 

 


Фаленский район

В годы Великой Отечественной войны Фаленский район не только снабжал фронт продуктами питания, теплой одеждой, денежными средствами на военную технику и вооружение, но ещё и приютил детей. Уже в конце 1941 года на станцию Фаленки прибыли более двух тысяч детей и обслуживающего персонала из Ленинграда. В районе были созданы 12 домов-интернатов: в Леванах, Репинцах, Солдарях, Катаях, Низеве, Николаеве, Бобинцах, Полынке, Тулегово, Святице, Верхосунье, Русской Саде и Белой. Наряду с эвакуированными работали в детдомах и интернатах местные жители.

Детские дома были очень связаны с колхозами, на территории которых они располагались. Колхозники помогали детдомам обустроится на новом месте, правления выделяли им земли, животных. В свою очередь воспитанники помогали колхозам в уборке урожая (в поле, на молотилках, теребили лён). Воспитатели помогали в проведении всевозможных кампаний: распространение займов среди населения, в уборке урожая, праздновании красных дат календаря. В интернаты приходили пожилые женщины, вдовы из местного населения, дети помогали им писать письма мужьям, сыновьям на фронт. Все было проникнуто духом войны.

Чтобы отвлечь ребят от домашних воспоминаний, учителя и воспитатели проводили различные вечера, кружки, игры, спортивные состязания. Особенно с удовольствием посещали кружок художественной самодеятельности: там они пели, танцевали, готовили концерты, а потом выступали и в своих детдомах, и в поле перед колхозниками, и в окрестных деревнях. Так же были кружки сельскохозяйственные по овладению агротехникой, спортивные, фотография (в Репинском детском доме), кройки и шитья.

 Все интернаты вели переписку с бойцами фронта.

В детских домах проходили дни открытых дверей. Ребята и воспитатели готовились по определенным темам. Гостям показывали самое лучшее. Темы были разнообразные: санитарная работа, работа по физвоспитанию, внеклассная работа с детьми, день заведущей интерната и т.д. Ставились даже отрывки из балета «Щелкунчик», «Красная шапочка». Физкультурная работа лучше всего была поставлена в Солдаревском интернате (заведущая Е.Авинкина). Хорошо учились в школе дети у Т. Эренбург (Святицкий детский дом).

 В 1944 году в Фаленках организовали выставку в клубе. Каждый интернат показал свои работы: рисунки, вышивки, поделки, выращенные овощи. Выставка для того времени была прекрасной. Жители Фаленок с удовольствиями посетили её. На закрытии выставки воспитанники дали концерт художественной самодеятельности. Каких номеров здесь не было! Дети Низевского интерната показали прекрасные музыкальные номера, николаевские художественное чтение. После этого воспитанники стали выступать с концертами в военном госпитале поселка.

 Когда началась реэвакуация детей, круглые сироты-ленинградцы и местные дети были переведены во вновь созданные детские дома.

 Подросшие ребята уезжали учиться в ремесленные училища г. Кирова, Омутнинска. После окончания войны ребят забирали родители, братья, сёстры, родные.

 «С волнением вспоминаем эти суровые дни, время войны. Помним помощь и гостеприимство, оказанные ленинградцами на вашей земле. Желаем фаленцам успехов в труде, большого счастья!» - из телеграммы Е. Авинкиной и А. Барановой к 60-летию Октября.

 

 

Из воспоминаний Авинкиной Елены Ульяновны, директора детского дома:

 «В Солдарях нас встретили приветливо. Председатель сельского совета Соболев и председатель колхоза Яговкин нам выделили гектар земли, засеянный озимыми, и лошадь по кличке Клоп. Но кличка нашим детям не очень понравилась, и его назвали Щеголь. Она служила нам верой и правдой. На ней мы возили продукты со станции Фалёнки. Весной 1943 года нам предложили посадить картофель, а уже на следующий год мы посадили 6 гектаров земли, на которой посадили овес, ячмень, рожь. В хозяйстве было 2 коровы, 3 поросёнка».

 Кроме картофеля на выделенных участках земли выращивали и другие овощи для своих столовых, заготавливали на зиму грибы, ягоды, старались обеспечить себя по возможности всем необходимым. Работали в колхозах, на токах, теребили лён, выполняли всю посильную работу.

 

 Из воспоминаний скульптора:

«Я - ребенок войны. Когда началась блокада, меня эвакуировали в детский дом в Кировской области…Вкус к рисованию у меня появился в детском доме. Там был такой Гена Старовойтов, на три года старше меня. Он здорово рисовал матросов в расклешенных брюках. Воспитательницы, молодые девушки, брали у него эти рисунки и вышивали их, потому что все матросы были на фронте. И он не позволял смотреть, как он рисует. Только после того, как я давал ему какой-нибудь бутерброд, он показывал…

 …Я стал участником проекта «Зеленый пояс Славы», посвященного обороне Ленинграда. Каждому району города был отведен определенный участок «пояса», Калининскому (там находилась моя мастерская) достался Вагановский спуск на Ладожском озере, где во время блокады начиналась Дорога жизни.

Когда я увидел место, где дорога уходила под воду озера, у меня сразу возник мотив монумента, который теперь называется «Разорванное кольцо». Я часто работаю над скульптурой годами, а тут - в тот же день сделал эскиз памятника».

Так родилась идея этого памятника, возможно навеянная воспоминаниями из детства, ведь и самого Константина 7-летним ребенком вывезли этой Дорогой жизни из блокадного Ленинграда к нам, в Кировскую область.

 

В июле 1942 года привезли в д. Леваны ленинградских детей из Октябрьского района города Ленинграда.

 Директором была назначена Баранова Анна Ивановна. Воспитатели в основном тоже были ленинградские. Эвакуированные дети жили в самой школе и в колхозной конторе, были оборудованы спальни.

Воспитатели вместе с ребятами занимались заготовкой ягод и грибов. В 43 году грибов было много, возами возили на лошади. Овощи выращивали, была столовая, сами готовили. Животных никаких не держали. Население помогало эвакуированным. Самой трудной была заготовка дров. Женщины валили лес, возили на быках, ученики пилили и складывали в поленницы.

Взаимоотношение между ленинградцами и жителями Леванов были хорошие.

В 1943 году состоялся первый выпуск 7 класса в школе, и хотя время было трудное, организовали выпускной вечер: председатель колхоза выделил деньги на обед: кормили всех обедом, приглашали председателя сельского совета.

 

 

Во время войны в д. Репницы Левановского сельского совета находился детский дом № 121. Здание, в котором располагался детский дом, было двухэтажное. Кроме этого были баня, овощехранилище, дровенник. Обустроена спортивная площадка: беговая дорожка, турники, «гигантские шаги».

Коллектив был небольшой: директор, воспитатели, пионервожатая, инструктор по труду, кружковод, завхоз, бухгалтер, медсестра, повар, подсобные рабочие (доярка, конюх).

Воспитателями в разные годы работали: Смольникова М. П., Овсянникова А. И., Катаева А. П., Соболева Г. К., Шкляева З. В., Веселкова А. В., Леванова В. И., Лукиных Р. Н., Замятина Н. П., Рудина М. Д., Ситникова К. Г., Козырева З. В. Инструктор по труду – Смердов А. Е. Кружковод и по совместительству бухгалтер Смольников С. И. Медсестрой работала долгое время Пономарева Е. А., а после расформирования Светицкого детского дома фельдшером стал работать Кропотин И. В.

 Воспитатели и воспитанники занимались выращиванием зерновых, бобовых, картофеля, овощей. Выращивали и домашних животных, было 2 коровы, поросенок, бычки.

Дети изучали арифметику, письмо, неживую природу, чистописание, рисование, пение, физкультуру.

Учителя и воспитатели организовывали досуг воспитанников: кружки, художественная самодеятельность, спортивные игры, секции, фотокружок. Большое внимание уделялось спорту. Среди воспитанников много было спортсменов, гимнастов, акробатов. Многие имели значки БГТО.

После войны обеспечение детского дома намного улучшилось: появились настольные детские игры (лото, конструкторы, домино, шахматы), музыкальные инструменты (балалайка, гитара, гармошка), спортивное оборудование (скакалки, гимнастические кольца, велосипеды, лыжи), удочки. Для обучения девочек домоводству были завезены две швейные машины, вязальные спицы и крючки. Детдом закупал сукно, шерсть, бязь, сукно.

Детский дом в д. Репинцы просуществовал приблизительно с 1941 года по 1953год. Сотни воспитанников прошли через добрые и заботливые руки учителей, воспитателей, поваров, медиков. И каждый ребенок был согрет любовью взрослых, не смотря на тяжелое положение, горе, слёзы, утраты каждой семьи.

 

 

 

 

Фаленский район

 

 

«Старорусский детдом им. Н.К. Крупской» в селе Белая

Осенью 1941 года со станции Фаленки в село Белая пришли подводы с эвакуированными детьми: от малышей до 16-17 –летних девушек и юношей. Всего более 100 детей. Это были ребята из города Старая Русса Новгородской области. Этот детский дом носил имя Н.К. Крупской. Ребят разместили в одноэтажном и двухэтажном кирпичных зданиях, в трехквартирном деревянном. В первую же военную зиму многие парни были призваны в армию. Через полгода зимой 1942 года привезли детей из блокадного Ленинграда и разместили в двухэтажном здании. Отмечались они большей аккуратностью, культурой поведения, сплоченностью.

Воспитателями военных лет были Леонид Парфенович Бовыкин и его супруга Анна Аникьевна, Андрей Иванович Мартемьянов.

Учились местные ребята и детдомовцы все вместе в Бельской средней школе в смешанных классах.

Вспоминает Максимова Д.Н., которая училась вместе с ленинградцами:

 «Они привезли с собой книги. И ребята записывались в очередь на книги, а почитать давали только на 2-3 дня. Помню даже книги: «Хижина дяди Тома», «Остров сокровищ».

 Вскоре и в интернат стали вливаться местные, те, которые в это суровое лихолетье остались сиротами. Конечно, дети скучали, порой недоедали, но воспитатели и учителя (это были и эвакуированные, и местные) делали все возможное и невозможное, чтобы детям жилось лучше. Колхозники и обслуживающий персонал заготавливали дрова, в чем им помогали юноши детдома, выращивали свои овощи для столовой. Кормили и одевали детдомовцев хорошо. В детдоме даже был свой сапожник – Белобородова Прасковья Демидовна, которая сама научилась шить сапоги, вязать, шить, вышивать. Дети ели настоящий хлеб, получали по утрам к чаю масло, были и мясные и рыбные блюда, но паёк был одинаков для всех, и поэтому взрослым парням постоянно хотелось есть, ведь им было по 17-18 лет, и многие из детского дома сразу уходили на фронт. Чтобы отвлечь ребят от домашних воспоминаний, учителя и воспитатели проводили различные вечера, кружки, игры, спортивные состязания. С особенным удовольствием посещали кружок художественной самодеятельности: там они пели, танцевали, готовили концерты, а потом выступали и в своем детдоме, и в поле перед колхозниками, и в окрестных деревнях.

Вспоминает Клавдия Петровна Поршнева, учительница начальных классов, приехавшая в Белую в 1944 году:

 «Когда начинала работать, у учеников не было ни книг, ни тетрадей. Сама линовала листы математики, русского языка. Кроме учёбы мы многое делали: перебирали картофель, копали его в холодные осенние дни, но старались никогда не унывать». В школе были и пионерская, и комсомольская организации. В комсомол вступать ездили в с. Талица. Регулярно проводились сборы пионерских дружин, в основном они были приурочены к датам Красного календаря.

После войны детей начали расформировывать, ленинградцы поехали в свой родной Ленинград. Так, например, Герасимова К.В., работавшая в детдоме бухгалтером, сама возила детей в Ленинград. Многие из старших воспитанников поступили к этому времени в ФЗО, ремесленные училища или были призваны в армию.

К 1947 году в детдоме осталось только 20 человек из Старой Руссы, остальные были местные.

Из вспоминаний В.С. Котлячкова, воспитателя Бельского детского дома:

«После окончания Талицкой средней школы в 1947 году нас с одноклассником В.Н. Юферевым приняли на работу воспитателями в Бельский детдом, где было около 120 ребят в возрасте от первоклассников до учеников 7 класса. Поделены они были на группы: младшие мальчики и девочки, средний возраст и старшие группы. Директором детдома был П.В. Мусихин, фронтовик-североморец. Он охотно рассказывал о буднях морской службы, друзьях, природе Севера. Слушали его буквально с открытыми ртами. А вот о своих мытарствах и болячках он не говорил ни слова. Только после смерти Павла Васильевича, я узнал, что ему чудом удалось спастись после пятичасового «купания» в Баренцевом море, когда их катер подорвался на мине. До сих пор удивляет его былая работоспособность, неутомимая жажда деятельности. В трудный период жизни детдома ему приходилось налаживать и поддерживать очень большое и сложное хозяйство: подвозка и разделка вручную дров, ремонт печей и помещений, завоз из Кирова обуви, одежды, оборудования, мебели и масса ежедневных текущих дел. В двухэтажное деревянное здание, где размещался интернат, перевели в 1947 году кухню-столовую и несколько групп детдома. Здесь оставалось два десятка ребят из Старой Руссы, а число воспитанников пополнялось за счет осиротевших детей. Детдомовцы не были иждивенцами. Дети и воспитатели много работали на приусадебном участке, старшие ухаживали за свиньями и двумя лошадями. Сами готовили дрова, сено для лошадей. Как заведенный, крутился завхоз, на чьих плечах были подвоз воды с речки, работа прачечной, завоз продуктов и их расходование, организация банных дней, обеззараживание белья. Кроме трудовых дел, много внимания уделяли туризму, походам по родному краю. А какие были волейбольные баталии! На не очень большое село были две волейбольные площадки: у льнозавода и детдома. Зимние вечера были заняты художественной самодеятельностью под руководством неутомимой пионервожатой Валентины Павловны Ефремовой. Было много шахматистов, любителей чтения. Девочки занимались рукоделием, парни — моделированием, выжиганием, подшивали валенки, ремонтировали ботинки под руководством мастера тети Пани. Иван Данилович Наговицын, мастер столярки, был настоящим бельским «левшой»: делал чудесные изделия из дерева, был «на ты» с любыми часами и механизмами.

В 1948 году в детдом прибыли супруги Никифор Ксенофонтович Ульянов и Дора Андреевна Чегенева, воспитатели Василий Егорович Мусихин, Анна Алексеевна Полевщикова, Дина Николаевна Дудырева. Н.К. Ульянов возглавил детдом. Это был общительный, обаятельный человек, он стал душой всего коллектива. Стоило ему заиграть на гармошке, как вокруг образовывался довольно пестрый по возрасту хоровод. Никифор Ксенофонтович был очень начитанным, эрудированным, и будь то ребенок или пожилой человек, все обретали уверенность в своих силах, вдохновение. Был он любителем цветов и старательным огородником. А ещё страстным любителем игры в городки. Увлекались этим многие, и на городошной площадке на территории детдома играли даже после захода солнца. Три года работы в детдоме пролетели быстро. Много сменилось за это время воспитателей и сотрудников. Последним директором был Василий Алексеевич Поршнев, которому и довелось весной 1953 года расформировывать детдом. С благодарностью вспоминаю бывших коллег Александра Ивановича Дудырева, Анну Алексеевну Полевщикову, Василия Семеновича Поршнева. Добрым словом поминаю уроженца Мулян Василия Егоровича Мусихина. Начинал он воспитателем Бельского детдома, был директором Мулянской семилетней школы. Полностью его талант педагога-организатора раскрылся в должности заведующего Верхнекамского РОНО».

 

Коллектив воспитателей Бельского детдома, 1949 год. В первом ряду слева направо А.А. Полевщикова, М.Н. Ситникова, Н.Г. Серебрякова, Д.А. Чегенева, во втором — В.С. Котлячков, В.А. Поршнев, П.В. Мусихин, Н.К. Ульянов, В.Е. Мусихин, В.Ф. Блинов; Фото из Фаленского архивного отдела.

 

 

В.С. Котлячков в 1984 году

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow