Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

Показатели баллы

1. Состав семьи

  Мать, отец, дедушка, бабушка 5
  Только мать и отец 4
  Мать и отчим, отец и мачеха 3
  Одна мать, один отец 2
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1

2. Школьная успеваемость

  Хорошая 5
  Удовлетворительная 4
  Неудовлетворительная 3
  Оставил школу, работает 2
  Оставил школу, не работает и не учится 1

3. Здоровье ребенка

  Практически здоров 5
  Часто болеет в пределах нормального развития 4
  Имеет хронические заболевания 3
  Имеет отставание в умственном развитии 2
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания 1

4. Санитарно-жилищные условия семьи

  Благоустроенная отдельная квартира 5
  Квартира с родителями одного из супругов 4
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
  Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами 2
  Комната в общежитии, в бараке без удобств 1

5. доход семьи

  Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
  На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности 3
  Живут от зарплаты до зарплаты 2
  Денег до зарплаты не хватает 1

6. Уровень социального благополучиясемьи

  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви 5
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
  В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем 3
  Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов 2
  Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания 1

7. Поведение ребенка в школе

  Хорошее 5
  Удовлетворительное 4
  Неудовлетворительное 3
  Неоднократно был замечен в асоциальном поведении 2
  Стоит на учете в ИДН 1

8. Внешкольное общение ребенка

  На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
  Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени 4
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
  Асоциальные группы с ориентацией на употребление алкоголя, ПАВ, мелкое хулиганство, драки 2
  Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН 1

9. Жизненные цели ребенка

  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению жизненных целей 5
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения неопределенны 4
  Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм 3
  Ориентации на цели носят негативную окраску, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
  Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно-полезный труд. Отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН 1

10. Эмоциональные отношения родителей с детьми

  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
  Слепая любовь, гиперопека 4
  Первичная ориентация родителей на собственную жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема 2
  Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1

 

Анализ результатов:

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке.

Общая сумма баллов – 150

При анализе характеристик конкретного ребенка сумма баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска

От 31 до 40- социальное благополучие ребенка в пределах нормы

Более 40 баллов - высокий уровень социального благополучия ребенка

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 199-201

 

Анализ факторов «группы риска»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЕНКА «ГРУППЫ РИСКА»

 

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________

Дата рожденияс_______________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

 

Школа, класс ___________________

 

Общие сведения о семье (подчеркнуть):  полная, неполная; факторы неблагополучия (вписать) _____________________________________________________________________

 

Состав семьи:

Отец:

Ф.И.О. _______________________________________________________________________ 

место работы _________________________________________________________________

Другие сведения _______________________________________________________________

 

Мать:

Ф.И.О. _______________________________________________________________________ 

место работы _________________________________________________________________

Другие сведения _______________________________________________________________

 

Информация о других членах семьи, проживающих с ребенком _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сведения о других детях в семье _______________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Жилищно-бытовые условия семьи (см. «Карта обследования жизненного пространства ребенка») _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Материально-экономические условия жизни семьи ________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Факторы принадлежности семьи к «группе риска»:

Социально-демографический ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Социально-экономический _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Медико-санитарный _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Социально-психологический ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заключение (социальный диагноз)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Социальная часть карты развития ребенка

1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________

2. дата рождения ______________________________________________________________

3. Состав семьи _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

(указываются родители, др. родственники)

Ф.И.О. матери ______________________________________________________________

Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________

Род занятий в настоящее время ________________________________________________

Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________

Ф.И.О. отца ______________________________________________________________

Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________

Род занятий в настоящее время ________________________________________________

Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________

4. Члены семьи, не проживающие с ребенком, но принимающие участие в его жизни 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Другие дети в семье ________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Жилищные условия семьи __________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

7. Семейная ситуация:

Родители проживают совместно, семья полная __________________________________

Если родители в разводе:

Сколько лет было ребенку, когда родители развелись _____________________________

С кем остался проживать ребенок _____________________________________________

Поддерживаются ли отношения с родителем, не проживающим с ребенком? _________

____________________________ характер этих отношений ________________________

_____________________________________________________________________________ 

Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ________________________

_____________________________________________________________________________

Кто из взрослых в семье:

Делать домашние задания ______________________________________________________

Сидит с ребенком во время его болезни __________________________________________

Провожает и встречает ребенка с занятий ________________________________________

Гуляет с ребенком ___________________________________________________________

Разбирает конфликты ________________________________________________________

8. Материальное положение в семье ___________________________________________

9. Другие дополнительные сведения о ребенке и его семье ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Социальная часть карты заполнена социальным педагогом со слов _________________

 

-----------------------------------------------------------------------------------

См. по:

Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002

 



Выявление проблем поведения, воспитания

Показатели социального развития подростка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: