| № | Показатели | баллы |
| 1. Состав семьи | ||
| Мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |
| Только мать и отец | 4 | |
| Мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
| Одна мать, один отец | 2 | |
| Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
| 2. Школьная успеваемость | ||
| Хорошая | 5 | |
| Удовлетворительная | 4 | |
| Неудовлетворительная | 3 | |
| Оставил школу, работает | 2 | |
| Оставил школу, не работает и не учится | 1 | |
| 3. Здоровье ребенка | ||
| Практически здоров | 5 | |
| Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
| Имеет хронические заболевания | 3 | |
| Имеет отставание в умственном развитии | 2 | |
| Имеет врожденные патологии, нервно-психические заболевания | 1 | |
| 4. Санитарно-жилищные условия семьи | ||
| Благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
| Квартира с родителями одного из супругов | 4 | |
| Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
| Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |
| Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
| 5. доход семьи | ||
| Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
| Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 | |
| На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности | 3 | |
| Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
| Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
| 6. Уровень социального благополучиясемьи | ||
| Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | 5 | |
| Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
| В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем | 3 | |
| Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов | 2 | |
| Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания | 1 | |
| 7. Поведение ребенка в школе | ||
| Хорошее | 5 | |
| Удовлетворительное | 4 | |
| Неудовлетворительное | 3 | |
| Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | |
| Стоит на учете в ИДН | 1 | |
| 8. Внешкольное общение ребенка | ||
| На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 | |
| Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
| Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
| Асоциальные группы с ориентацией на употребление алкоголя, ПАВ, мелкое хулиганство, драки | 2 | |
| Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН | 1 | |
| 9. Жизненные цели ребенка | ||
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению жизненных целей | 5 | |
| Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения неопределенны | 4 | |
| Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм | 3 | |
| Ориентации на цели носят негативную окраску, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
| Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно-полезный труд. Отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН | 1 | |
| 10. Эмоциональные отношения родителей с детьми | ||
| Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
| Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
| Первичная ориентация родителей на собственную жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
| Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема | 2 | |
| Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
Анализ результатов:
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке.
Общая сумма баллов – 150
При анализе характеристик конкретного ребенка сумма баллов:
Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска
От 31 до 40- социальное благополучие ребенка в пределах нормы
Более 40 баллов - высокий уровень социального благополучия ребенка
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 199-201
Анализ факторов «группы риска»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЕНКА «ГРУППЫ РИСКА»
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рожденияс_______________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________
Школа, класс ___________________
Общие сведения о семье (подчеркнуть): полная, неполная; факторы неблагополучия (вписать) _____________________________________________________________________
Состав семьи:
Отец:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
место работы _________________________________________________________________
Другие сведения _______________________________________________________________
Мать:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
место работы _________________________________________________________________
Другие сведения _______________________________________________________________
Информация о других членах семьи, проживающих с ребенком _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о других детях в семье _______________________________________________
____________________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия семьи (см. «Карта обследования жизненного пространства ребенка») _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материально-экономические условия жизни семьи ________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы принадлежности семьи к «группе риска»:
Социально-демографический ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально-экономический _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Медико-санитарный _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально-психологический ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение (социальный диагноз)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная часть карты развития ребенка
1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________
2. дата рождения ______________________________________________________________
3. Состав семьи _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(указываются родители, др. родственники)
Ф.И.О. матери ______________________________________________________________
Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________
Род занятий в настоящее время ________________________________________________
Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________
Ф.И.О. отца ______________________________________________________________
Возраст _____________ образование _________________ профессия ________________
Род занятий в настоящее время ________________________________________________
Привычки и увлечения, в т.ч. вредные _________________________________________
4. Члены семьи, не проживающие с ребенком, но принимающие участие в его жизни
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Другие дети в семье ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Жилищные условия семьи __________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Семейная ситуация:
Родители проживают совместно, семья полная __________________________________
Если родители в разводе:
Сколько лет было ребенку, когда родители развелись _____________________________
С кем остался проживать ребенок _____________________________________________
Поддерживаются ли отношения с родителем, не проживающим с ребенком? _________
____________________________ характер этих отношений ________________________
_____________________________________________________________________________
Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ________________________
_____________________________________________________________________________
Кто из взрослых в семье:
Делать домашние задания ______________________________________________________
Сидит с ребенком во время его болезни __________________________________________
Провожает и встречает ребенка с занятий ________________________________________
Гуляет с ребенком ___________________________________________________________
Разбирает конфликты ________________________________________________________
8. Материальное положение в семье ___________________________________________
9. Другие дополнительные сведения о ребенке и его семье ________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная часть карты заполнена социальным педагогом со слов _________________
-----------------------------------------------------------------------------------
См. по:
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002
Выявление проблем поведения, воспитания
Показатели социального развития подростка






