- профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду
- планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности
- планы неопределенные, иногда нереальные
- планы и профессиональные намерения в основном определилсь, но нет активной подготовки к будущей профессии
- профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности
- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия
- к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых
- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок
- отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирателно, не ко всем предметам
- отношение увлеченное, сознательное, добросовестное
Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений
- индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения
|
|
- интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера
- интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других
- глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе
Отношение к педагогическим воздействиям
- резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний
- неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства
- избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с педагогами
- к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает
- чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков
Коллективистские проявления, способность считаться с интересами, нормами коллективной жизни
- бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению
- к общественному осуждению относится равнодушно
- внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива
- с большей частью класса (группы) сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением
- развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи
Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки других
- открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к антиобщественным поступкам
- в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих
|
|
- равнодушное, безразличное отношение к нарушениям общественных норм, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений
- способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их
- активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними
Самокритичность, наличие навыков самоанализа
- навыков самоанализа и самокритичности не имеет, не стремится их развивать
- самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих
- самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе
- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию
- самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования
Отношение к окружающим
- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным
- способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других
- равнодушие, невнимательность в отношении со сверстниками
- сопереживание по отношению к окружающим, близким, родным
- высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать, стремление помочь
Волевые качества. Невосприимчивость к негативному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении
- использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях
- слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения
- стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.
- хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера
- сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно-полезные действия
Отношение к алкоголю, употреблению психоактивных веществ (ПАВ)
- злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление ПАВ
- эпизодическое употребление алкоголя либо других ПАВ
- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который он наносит
- осознанный отказ от употребления спиртных напитков, связанный с пониманием социальной опасности злоупотребления ими
- активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией
Отношение к курению
- устоявшаяся привычка к курению
- эпизодическое курение
- воздержание от курения благодаря запретам родителей, педагогов
- осознанный, самостоятельный отказ от курения
- активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих друзей
Отношение к сквернословию
- употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых
- сквернословие «по случаю»
- избегание нецензурных выражений
- активное неприятие сквернословия
- высокая культура речи
-----------------------------------------------------------------------------
См. по: Методика работы социального педагога. - /сост. Семенов Г.С. – М.: Школьная пресса, 2006. – с. 25-28
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков