Наличие положительно-ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений

- профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду

- планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности

- планы неопределенные, иногда нереальные

- планы и профессиональные намерения в основном определилсь, но нет активной подготовки к будущей профессии

- профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней

Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности

- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия

- к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых

- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок

- отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирателно, не ко всем предметам

- отношение увлеченное, сознательное, добросовестное

Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений

- индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения

- интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера

- интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других

- глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе

Отношение к педагогическим воздействиям

- резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний

- неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства

- избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с педагогами

- к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает

- чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков

Коллективистские проявления, способность считаться с интересами, нормами коллективной жизни

- бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению

- к общественному осуждению относится равнодушно

- внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива

- с большей частью класса (группы) сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением

- развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи

Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки других

 - открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к антиобщественным поступкам

- в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих

- равнодушное, безразличное отношение к нарушениям общественных норм, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений

- способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их

- активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними

Самокритичность, наличие навыков самоанализа

- навыков самоанализа и самокритичности не имеет, не стремится их развивать

- самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих

- самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе

- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию

- самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования

Отношение к окружающим

- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным

- способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других

- равнодушие, невнимательность в отношении со сверстниками

- сопереживание по отношению к окружающим, близким, родным

- высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать, стремление помочь

Волевые качества. Невосприимчивость к негативному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении

- использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях

- слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения

- стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.

- хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера

- сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно-полезные действия

Отношение к алкоголю, употреблению психоактивных веществ (ПАВ)

- злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление ПАВ

- эпизодическое употребление алкоголя либо других ПАВ

- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который он наносит

- осознанный отказ от употребления спиртных напитков, связанный с пониманием социальной опасности злоупотребления ими

- активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией

Отношение к курению 

- устоявшаяся привычка к курению

- эпизодическое курение

- воздержание от курения благодаря запретам родителей, педагогов

- осознанный, самостоятельный отказ от курения

- активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих друзей

Отношение к сквернословию      

- употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых

- сквернословие «по случаю»

- избегание нецензурных выражений

- активное неприятие сквернословия

- высокая культура речи

-----------------------------------------------------------------------------

См. по: Методика работы социального педагога. - /сост. Семенов Г.С. – М.: Школьная пресса, 2006. – с. 25-28



Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: