Диалог как форма психологического воздействия

Г.

Тема: Диалогическая природа общения

Цель: способствовать усвоению тактики и стратегии успешного веде­ния диалога;теоретически показать, как навыки диалогической речи влияют на общение.

 

Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

Для диадического общения характерно равенство позиций партнеров, выражающееся в признании активной роли каждого из субъектов общения, возможности воздействия друг на друга. Здесь прежде всего имеются в виду признание и принятие активного включения каждого в процесс взаимодействия, обретение опыта совместного решения проблем через развитие сотрудничества, сотворчества.

Нетрудно догадаться, что культуре диалога надо учиться. Для этого желательна эрудиция, широкий кругозор, некоторые навыки доказательного рассуждения, желание и умение слушать и быть услышанным.

Диалог бывает письменный и устный. Письменный диалог предполагает широкую развернутость словесного выражения мысли с приведением логически последовательной и четкой системы аргументов.

Устный не требует этой широты и глубины, ведется с помощью как словесных, так и несловесных средств.

Диалог может быть «с глазу на глаз» и публичный диалог. В публичном диалоге мы часто не можем сказать оппоненту, то, что, очевидно, могли бы выразить наедине. В публичном диалоге имеет значение не только «железная логика» доказательства, но и умение убедить слушателей в правильности защищаемой позиции,

В диалогическом общении происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире.

 Диалог — равноправное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Целью диалога является не только удовлетворение собственных потребностей (самопознание, саморазвитие, само понимание), но и познание другого человека, так, как только отношение к другому как ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя.

В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К. Роджерс выделяет следующие:

1. конгруэнтность партнеров по общению, т. е. соответствие опыта, мыслей, чувств и средств общения одного партнера мыслям, чувствам и средствам общения другого. Это позволяет человеку вести себя адекватно своим истинным переживаниям, так как они осознаются им как имеющие право на существование. Принимая ценность для другого своего личного опыта, человек не считает нужным лицемерить с самим собой и партнером и реализует себя в общении в истинном человеческом качестве. Такая позиция открывает человека самому себе и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Таким образом, первое условие диалога — настрой на актуальное психологическое состояние самого себя и партнера;

2. без оценочного восприятия личности партнера априорное доверие к его намерениям. Речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовностью самому раскрыться навстречу другому;

3. восприятие партнера как равного, имеющего права на собственное мнение и собственное решение. Не стоит понимать равенство партнеров примитивно — как их фактическое равенство. Человек самой возвышенной души и человек нравственно падший равны друг другу в своей истинной человеческой сути, в одном раскрытой, развившейся, а в другом — еще дремлющей, но живой. Неравенство в актуальном психическом, физическом и социальном состояниях сопряжено при этом с идеальным, виртуальным равенством;

4. проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согласиться;

5. персонифицированный характер общения, разговор от своего имени.

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать.

Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности.

Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.

Если разговаривающие слышат только самих себя, — это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

 

Виды диалога:
Равноправный диалог
— это одна из его форм, которая происходит, когда различные участники диалога рассматриваются скорее с точки зрения справедливости (обоснованности, вескости) их аргументов, их содержания, чем с точки зрения оценки мощности и власти тех позиций, которые они занимают, и которые их защищают.

Структурированный диалог — это вид диалогических практик, разработанных как средство ориентации, направления диалогической дискуссии к проблеме понимания и согласования действия.

 


Диалог как форма психологического воздействия

Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, считается основной единицей диалога

Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию

Речевое воздействие — это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию. Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие и извинение.

Речевое воздействие в часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.

Если исходить из начального представления о речевом воздействии - то это воздействие словом, высказыванием на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле.

Доречевое воздействие - взглядом, жестом - на уровне психологического контакта - осуществляет порой бессознательное подчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: