Диагностика нервно-психического развития детей 2-з-го года жизни

Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.

Обследование уровня нервно-психического

Развития детей.

 

Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического детей 2-3 года жизни составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной. В данную диагностику входит: оценка сформированности понимания речи, уровень сенсорного развития, движения, навыки, собственная речь ребенка, а так же оцениваются уровень игровой деятельности, конструктивной и изобразительной (Приложение 1).

В основе этой методики лежит понимание того, что у всех детей умения и навыки формируются в одинаковом порядке и последовательности. Оценка, сделанная на основе использования данной методики, показывает, что ребёнок может сделать, а чего не может. С её помощью, возможно, решить вопрос о том, каковы должны быть следующие ступени развития ребёнка и как он может усваивать новые навыки, опираясь уже на имеющиеся.

Так же при необходимости используются «Педагогическая методика выявления детей с подозрением на снижение слуха»Автор: Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. (Приложение 2). И методика «Проверка основных зрительных функций», разработана А. А. Невской, Т. П. Васильевой, Л. И. Мушиной (Приложение 3).

Кроме того выявляется уровень общения ребёнка со взрослым: это либо тактильно-эмоциональный уровень, либо эмоционально-речевой или сочетание этих уровней или уровень предметно-действенного общения и редко внеситуативно-познавательного.

Так же определяется тип привязанности. (Приложение 4).

 Как дополнительное обследование используется диагностика раннего выявления умственной отсталости, которая разработана Е.А. Стребелевой (Приложение 5), также используются дополнительные диагностики: оценка уровня сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет (Приложение 6), таблица возрастных показателей развития основных движений у детей в возрасте от 1 года до 5 лет (Приложение 7), диагностика продуктивных видов деятельности детей раннего возраста (Приложение 8), таблица развития тонкой моторики рук ребенка (Приложение 9).

Однако основной диагностикой речевого развития ребенка является «Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни» разработанного Ю. А. Разенковой (Приложение 10).

Оценка нервно-психического развития детей первого года жизни проводится ежемесячно, на втором году жизни – один раз в квартал, на третьем – один раз в полугодие.

Очень важно определить фактический уровень развития ребёнка. Сначала каждого ребёнка проверяют по показателям его возраста, если развитие ребёнка не соответствует его возрасту, а выше или ниже, то его проверяют по показателям предыдущего (более раннего) или более старшего возрастного периода, т.е. определяют нижнюю или верхнюю границу развития.

На третьем году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на 1 полугодие и более раньше срока; при позднем развитии ребёнок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму, если задержка равна 6 месяцам, у ребёнка отставание в развитии, если умения формируются позже на 1 год и более – значительное, или глубокое отставание.

В доме ребёнка выделяются V групп развития. В I группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во II, III, IV, V группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки. Внутри каждой группы отмечаются степени развития, отражающие количество показателей, по которым отстаёт ребёнок (Приложение 11).

Результатом обследования является логопедическое заключение:

· отставание на 1 эпикризный срок соответствует II группе развития – незначительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 2 эпикризных срока соответствует III группе развития – отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 3 эпикризных срока соответствует IV группе развития – значительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 4 и более эпикризных срока соответствует V группе развития – выраженное отставание в нервно-психическом развитии.

  Данные первичного обследования заносятся в медицинскую и речевую карты ребёнка (Приложение 12).

В дальнейшем, проводится текущая диагностика определенная эпикризными сроками. На третьем году жизни контроль за нервно-психическим развитием осуществляется один раз в полугодие и используются те же диагностики, что и при первичном обследовании. Результаты так же отражаются в медицинской карте (учетная форма 112) и речевой карте ребенка.

На основании полученных данных составляется индивидуальная программа развития на каждого ребёнка. Из трех видов существующих индивидуальных программ, выбирается та программа, которая соответствует ситуации, уровню развития ребёнка. Индивидуальные программы развития:

1. Индивидуальная адаптационная программа. Эта программа необходима для детей, которые длительное время находились в стационаре и у них преобладает безучастное и эмоционально отрицательное состояние, а также для детей, поступивших в дом ребенка из семьи после полугода, у которых уже сформировалась привязанность к близкому человеку, и малыш трудно переносит разлуку с ним. Целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

2.   Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка. Необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Целью этой программы будет усиление развивающего воздействия для устранения вероятности отставания в младенческом и раннем возрасте, обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.

3. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.

   

 

 

Приложения

Приложение (1).

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-З-ГО ГОДА ЖИЗНИ

(составлено К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной)

 

 

Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3го года жизни

На 2-м году.жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:

1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес;

3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.

Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:

1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 - 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).

Наиболее информативный показатель - развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.

На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.

При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
    РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ

 


Возраст — 1 г.3 мес.

Понимание речи

Запас понимаемых слов быстро расширяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: