Типы привязанностей депривированных детей

 

1.«Избегающие» дети, раннее развитие которых протекало в крайне неблагоприятных условиях. Например, отделение ребёнка от матери с рождения в дальнейшем было осложнено частыми и длительными периодами пребывания его в больнице. Следовательно, чрезмерный характер внешней депривации отягощен соматической ослабленностью такого ребёнка, который с рождения вынужден бороться не только за психическое, но и за физическое выживание. Таким образом, ранний эмоциональный опыт «избегающего» ребёнка перенасыщен переживаниями скуки, пустоты, боли, страха и одиночества.

На общем фоне «избегающий» ребёнок выделяется грубыми ошибками в общении, избеганием контактов со взрослыми и почти всегда агрессивной, разрушительной манерой обращения с игрушками. Ребёнок переполнен страхом, который настолько силён, что не позволяет ребёнку исследовать новую среду и новых людей, добровольно приближаться к ним.

Под непрекращающимся давлением страха ребёнок вынужден постоянно мигрировать в наиболее безопасные, менее доступные для окружающих уголки территории. Одним из наиболее сильных стимуляторов страха, вызывающих напряжение и уход у «избегающего» ребёнка, является попытка взрослого установить прямой глазной контакт с ним.

 Если же «избегающий» ребёнок вынужден находиться рядом с другими детьми или взрослыми, то на их близость ребёнок реагирует импульсивной агрессией. Следует отметить, что «избегающий» ребёнок использует такие способы агрессии, которые не требуют прямого телесного контакта (плюётся, бросает игрушки в другого ребёнка, но никогда не душит его, не садится верхом и бьёт). Будучи взятым, на руки взрослым, «избегающий» ребёнок может помешать установлению глазного контакта, отхлестав взрослого по щекам.

Компенсация сильнейшей эмоциональной недостаточности «избегающего» ребёнка происходит, главным образом, за счет его контакта с эмоционально сохранными детьми, по отношению к которым такой ребёнок не испытывает сильного страха.

2. «Цепляющиеся» ребёнок находятся в относительно более сохранном состоянии. Он активно стремится установить и сохранить телесный контакт со взрослым. Охотно прижимается, прикрепляется и пристраивается к взрослому. Правда, дальше этих реакций «цепляющийся» ребёнок не идет, ему важнее всего остаться в защищенном положении (на руках, на коленях, в объятиях взрослого) как можно дольше.

В отличие от своего «избегающего» сверстника, «цепляющийся» ребёнок доверяет взрослому, даже тому, с которым очень мало знаком. Такой ребёнок ищет во взрослом источник эмоционального тепла и защиты от тревоги. Единственного опыта безопасного телесного контакта со взрослым достаточно, чтобы взрослый стал «своим». Безопасным такой контакт делает чувство физической поддержки, устойчивости, тепла и ласкового прикосновения.

Жизненная необходимость тактильного контакта со взрослым обнаруживается в том, с каким упорством «цепляющийся» ребёнок пытается возобновить этот контакт в том случае, если взрослый пытается его завершить, ребёнок забирается на колени к взрослому, игнорируя его объяснения.

При таком упорстве восстановления прерванного тактильного контакта со взрослым обращает на себя внимание незрелость более сложных реакций, направленных на сохранение близости со взрослым. Так «цепляющийся» ребёнок не ищет близости взрослого, если он вышел из поля зрения ребёнка, и не пытается следовать за ним. Кроме того, «цепляющийся» ребёнок, будучи снятым с рук, только цепляется изо всех сил, не пытаясь воздействовать на взрослого другими способами (не пытаясь пробудить родительские чувства у взрослого плачем, агрессией, типично для детей первых лет жизни).

Такому ребёнку не доступны более сложные способы тактильного контакта, которые в норме служат для выражения чувства симпатии и расположения (обнимание, поглаживание, целование) и в норме формируются у детей к семимесячному возрасту.

Прямое глазное общение «цепляющегося» ребёнка со взрослыми крайне непродолжительно, но всё же имеет чуть более зрелый характер, чем у «избегающего» ребёнка.

В целом, вне тактильного контакта со взрослым, ребёнок производит впечатление плохо видящего и поэтому постоянно нуждается в поводыре если же ребёнок оказывается без такой поддержки, он стремится уединиться и стимулирует себя сам: сильно раскачивается, может петь, стукаться головой.

3. «Недифференцированная» привязанность к взрослым. Это поверхностные, неупорядоченные, легко заменяющиеся новыми эмоциональные связи.

У детей с «недифференцированным» отношением отдельные способы контакта со взрослым связываются между собой, образуя более сложные формы поведения, которые практически недоступны детям из двух предыдущих групп. Такой ребёнок способен смотреть в глаза взрослому, хотя прямого контакта значительно меньше, чем в норме. Он довольно точно ориентируется в эмоциональных выражениях взрослого, однако в своём поведении учитывает, прежде всего, положительные эмоциональные выражения и склонен игнорировать отрицательные.

Для того чтобы увеличить удовольствие от общения со взрослыми такой ребёнок может драматизировать свои эмоциональные состояния. Такие дети нередко «не узнают» свою воспитательницу, вернувшуюся из отпуска, спрашивают, как её зовут. Это поведение расценивается как важный элемент реакции на разлуку, это способ воздействовать не только на значимого человека, но и на собственное эмоциональное состояние, подавляя возможный в этой ситуации гнев.

Однако, такой ребёнок не доверяет даже хорошо знакомому взрослому. Ребёнок не способен контролировать, сдерживать эмоциональный импульс в условиях ограничений, накладываемых взрослым, то есть ему очень трудно быть послушным. Взрослый хорош до тех пор, пока он доставляет удовольствие ребёнку. Как только он ограничивает ребёнка, то становится плохим.

Это расщепление образа взрослого характерно для самых ранних стадий межличностных отношений ребёнка со взрослым. И связано, с неспособностью ребёнка согласовать все эмоции, прежде всего противоположные по знаку, которыми наполнено его общение. Ограничения и негативные переживания, включенные в общение со взрослым, ребёнок научается переносить только в том случае, если он обладает длительным и насыщенным положительным опытом общения со взрослым.

Особенностью таких детей является то, что они предпочитают общаться со взрослым в присутствии «своих» детей. Индивидуальные занятия их угнетают, ребёнок стремится вернуться в группу, «к ребяткам».

4.«Амбивалентные» дети, то есть дети с противоречивым, конфликтным отношением к взрослому. В эту группу входят дети с ранним опытом жизни в семье, а также «отказные» дети.

Эти дети способны к нормальному глазному общению со взрослым. Отсутствие тактильного контакта не препятствует самостоятельной игровой активности ребёнка.

«Амбивалентный» ребёнок, после длительной разлуки со знакомым взрослым, на приветствие взрослого реагирует агрессивно (замахивается, пытается ударить взрослого, угрожает ему), затем убегает, прячется, избегает глазного контакта со взрослым. Подобной агрессией ребёнок выражает свой гнев и пытается наказать взрослого за длительное отсутствие. Таким образом, ребёнок показывает, насколько важны для него стабильные отношения.

У «амбивалентного» ребёнка образ своего взрослого сохраняется в более полном и устойчивом, чем у «цепляющегося» ребёнка или у ребёнка «с недифференцированными» привязанностями, виде.

5. «Социально-тревожные» дети (только дети с ранним опытом жизни в семье).

Общение «социально-тревожных» детей, в целом, является близким к норме. Обратной стороной является обострённый страх перед чужими взрослыми (например, во время обследования ребёнка на медико-педагогической комиссии), такой ребёнок отважится контактировать только при условии тесного физического контакта со знакомым взрослым.

6. «Гармоничные» дети (только дети с ранним опытом жизни в семье).

Общение развивается нормально: такие дети формируют иерархически организованную структуру общения. Так, единственным знаком неблагополучия у «гармоничного» ребёнка трёх лет являются острые реакции протеста (включающие в себя элементы агрессии и негативизма) в ситуации, когда свой взрослый предпочитает для занятия другого ребёнка.

 

 

Приложение (5).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: