Вопросы для самоконтроля

1 Какие вы знаете теории детского развития?

2 Раскройте особенности психоаналитической теории.

3 Раскройте особенности когнитивной теории.

4 Раскройте особенности теории поведения.

5 Раскройте особенности биологической теории.

6 Раскройте особенности гуманистической теории.

7 Раскройте задачи педагогического изучения детей в соответствии с теориями детского развития.

8 Охарактеризуйте основные правила изучения детей.

 

Тема 3 Принципы педагогического диагностирования

План занятия

1 Педагогическое обследование.

2 Принципы педагогического диагностирования: принцип гуманизма, принцип всестороннего и целостного изучения ребенка, принцип динамического изучения детей, принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания.

2Комплексность как обязательный принцип педагогического диагностирования.

 

Понятие «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. В педагогических исследованиях под принципами традиционно понимаются наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, методике и организации процессов педагогической деятельности.

Основным источником формирования принципов является научно осмысленная, обобщенная педагогическая практика, опыт и находки педагогов, т. е. с одной стороны принципы связаны с опытом, а с другой стороны с педагогической теорией.

Педагогическое обследование включает выявление сформированности учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике, общей осведомленности и т.д. Помогает устанавливать уровень актуального развития, квалифицировать учебные трудности.

Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной только ему специфической психологической структурой, определяемой соотношением первичного и вторичного нарушений, иерархией вторичных нарушений.
Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно различающихся по степени выраженности.
Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.

Итогом диагностики отклоняющегося развития является установление психолого-педагогического диагноза, в котором указываются:  педагогическая категория нарушенного развития; степень выраженности нарушения; недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения; индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, проводя педагогическое диагностирование - принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы во время создать каждому ребенку необходимое условие, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных посещений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. При этом уточняются первичные и вторичные признаки, ведущие симптомы, их причины.

Динамический подход означает длительное наблюдение за характером развития ребенка, тщательный анализ истории его болезни, позволяет открыть его потенциальные возможности, зону ближайшего развития.

Принцип динамического изучения детей учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в данный момент, но и их возможности в обучении. В основе лежит учение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», их потенциальных возможностях в обучении.

Принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. Он помогает оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность, настойчивость в достижении целей, мотивацию и т. п.. Необходимо, чтобы и метод, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Педагоги должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Необходимо учитывать, как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен как использует предложенную помощь.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.

Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до работы комиссии или школьного консилиума позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: