Тема 2 Задачи и основные правила педагогического изучения учащихся План занятия

1 Теории детского развития.

2 Задачи педагогического изучения детей в соответствии с теориями детского развития.

3 Основные правила изучения детей.

 

Теории детского развития: психоаналитическая теория, когнитивная теория, теория поведения, биологическая теория, гуманистическая теория.

Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Иногда эту теорию называют теорией развития личности. Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), как представителя данной теории, более всего интересовало развитие человека как личности. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. Он считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания. Фрейд выделил 3 компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: «ид», «эго» и «суперэго». «Ид» - врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. «Эго» - рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее. «Суперэго» - как бы сознание, включающее нормы поведения.

Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления, процесса усвоения знаний. Швейцарский ученый Жан Пиаже сосредоточился главным образом на объяснении умственного (интеллектуального) развития, он показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как «чистую доску», на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой теории считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе называют бихевиористской. Ее основоположником является Джон Уотсон, известный следующим высказыванием: «Дайте мне дюжену здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков».

Биологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его (поведения) от этих условий и других факторов. Одним из сторонников этой теории является этолог Конрад Лоренц. Этология – это научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования. Особое внимание этологов привлекает вопрос о том, какие формы поведения животных и человека имеют под собой биологическую основу (то есть запрограммированы генетической наследственностью), а какие – определяются воздействием внешней среды, то есть социально обусловлены.

Гуманистическая теория рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Сторонников гуманистической теории интересуют, прежде всего, следующие вопросы: чем способен стать человек? Как люди могут полностью реализовать свой потенциал? Еще Ж. Руссо полагал, что дети от рождения наделены природной добротой и способностью самостоятельно ориентироваться в социальном мире. Такого же мнения придерживаются и сторонники гуманистической теории.

Основное требование современного подхода – рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру – к семье, друзьям, другим социальным институтам.

Избежать поверхностности, случайных ошибок в изучении детей учителю поможет знание правил, которыми следует руководствоваться в этой работе. Основными из них являются следующие: изучение ребенка в деятельности, разносторонность, динамичность изучения, использование в процессе изучения ребенка комплекса взаимодополняющих методов.

В отечественной психолого-педагогической науке утвердилось положение о том, что все особенности человека формируются и проявляются в деятельности. Вне деятельности человек не может существовать. В деятельности он раскрывает и реализует себя. Познавая в процессе деятельности объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества, мы реализуем в ней содержание нашей психики. Это касается и школьников.

Отношение к учебной деятельности, умение включиться в нее, организовать ее — все это важнейшие характеристики личности школьника. Учитель не многое может узнать об ученике, который пассивно относится к выполняемой работе. Педагог должен постоянно помнить: чем активнее деятельность школьника, тем отчетливее, ярче проявляются его особенности.

Однако, чтобы деятельность была активной, ее необходимо соответствующим образом организовать: мобилизовать мотивы, которые позволят ученику внутренне принять задание, заинтересованно включиться в его выполнение, обеспечить при этом достаточную самостоятельность, стимулировать контроль полученного результата. В работе учителей начальных классов часто встречается характерная ошибка: каждое действие ребенка, каждый ответ они стремятся предупредить, заранее направить. Объясняют они свои действия приблизительно так: дети еще маленькие, их еще надо научить быть самостоятельными, и учат, подменяя самостоятельность бесконечными инструкциями, жесткими алгоритмами, ведя ученика на «жестком поводке» наводящих вопросов.

Такой путь педагогика отвергает как непродуктивный. Глубоко и прочно, как показывают научные данные, усваиваются лишь те знания, способы деятельности, которые «открыты» самими учениками на основе глубоко продуманной работы со специально подобранным и организованным учебным материалом, работы самостоятельной, где учитель играет роль не инструктора, а поводыря, который, опираясь на самостоятельные наблюдения, сравнения, умозаключения детей, подводит их к нужным выводам. Изучение учеников в разнообразной деятельности и через деятельность способствует наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей.




double arrow
Сейчас читают про: