Отгадай предмет по названиям его частей

Развитие ассоциаций.

 

Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовёте первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

 

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, детящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

Классификация предметов по картинкам.

 

Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

 

 

Игра «Назови «лишнее» слово».

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Мама, подруга, пап, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 

в) «Лишнее» слово среди глаголов.

 

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, слушал, ринулся, накинулся.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибыл, убежал, прикатился.

Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.

Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошёл, подошёл.

Разложи картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца»); стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья». У каждого ребёнка по 1-2 картинки.

 

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

Шапка – голова, сапог – (щётка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка, шуруп, доска).

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

Кошка – котёнок, курица – (утка, петух, цыплёнок).

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

Курица – петух, кошка – (котёнок, кот, молоко).

Машина – шофёр, самолёт – (машинист, лётчик, небо).

Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).

Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Салат, крапива, морковь.

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

 

 

Послушайте слова. Какие из них обозначают          домашних животных?

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, телёнок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осёл, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

 

Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолёт, скамейка.

Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

 

 

9. Догадайтесь, каким будет четвёртое слово          (смысловые ряды):

 


Электричество – выключатель, вода – …


Гвоздь – молоток, шуруп – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Человек – ребёнок, собака – …

Птица – гнездо, человек – …

Птица – яйцо, растение – …

Дом – крыша, книга – …

Квадрат – куб, круг – …

Огонь – пожар, вода – …

Зерно – амбар, деньги – …

Одежда – голый, обувь – …

Резина – шина, сталь – …

Утро – ночь, зима – …


 

Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелёк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

 

 

10. Где и для чего можно применить предмет,                 который я назову:

Например, КНОПКА: 1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленькую окружность (круг);

5) положить на стол и т.д.

 

Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – ….

 




Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

 

 

Игра «Назови части».

  Возможны два варианта:

а) по картинке;

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик - …, дом - …, дерево - ….

 

Отгадай предмет по названиям его частей.

Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: