Готовность и установка

ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Теоретические предпосылки изучения психологической готовности

Деятельность человека в экстремальных условиях определяется целым рядом факторов, рассмотренных выше. Обобщая их, можно сделать вывод, что мобилизовать свои лучшие качества, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь те люди, которые характеризуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и повышенной толерантностью к психологическому стрессу. Именно эти личностные характеристики являются в конечном итоге критериями оценки деятельности человека в чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с их изучением и формированием.

Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:

вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками;

готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации;

решимость и желание совершить нужное действие;

нахождение человека на рабочем месте в нужный момент времени.

Психологическими предпосылками наступления готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к работе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.

Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого - привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности и в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса [45].

Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы Дистанционно оценить условия протекания планируемой Деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в экстремальных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей Деятельности (т. е. долговременной готовности).

Таким образом, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру, является сражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых качеств личности в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимым для достижения стоящей цели. Это явление получило в психологии название установки.

Готовность и установка

Установка есть готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Она выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации; по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Их разновидностью является социальная установка (аттитюд). Она представляет собой общую ориентацию человека на тот или иной социальный объект. Эта ориентация предшествует действию и выражает предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Психология установки наиболее полно разработана в грузинской школе психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Согласно его учению, установка, является основным фактором регуляции поведения, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения с другой. При этом возникает некоторое целостное, динамическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Это состояние готовности характеризуется как установка.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой конкретный фактор деятельности (мотив, цель, условия деятельности) направо лена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операционных установок. Таким образом, из сказанного выше можно сделать два основных вывода:

понятие установки является показателем уровня готовности к деятельности;

в установке отображается деятельность, она может выполнять роль основного регулятора поведения.

Установку также можно рассматривать как своеобразную форму направленности личности, благодаря которой происходит объединение ее потребностей и ситуации, в которой они удовлетворяются. Установка - это состояние личности в момент ее динамической определенности, поскольку направленность сознания связана с начальной реакцией человека на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Поэтому характерным для явления установки является предрасположение субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

В школе Д. Н. Узнадзе установка является неосознаваемым состоянием, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление, т. е. считается, что установки всегда носят неосознаваемый характер. В дальнейшем это положение было учтено. Как известно, понятие установки включает в себя два момента: формирование установки и ее актуализацию, т. е. реализацию в конкретной деятельности. Если формирование установки может носить как неосознаваемый, так и осознаваемый характер, то реализация установки в деятельности всегда связана с волевым усилием. Следовательно, установки могут быть как неосознаваемыми, так и осознаваемыми. При этом неосознаваемые установки могут возникать как побочный продукт сознательной деятельности. Кроме того, возможны взаимопереходы, превращения одного вида установок в другой.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что установка и психологическая готовность имеют много общего. Вместе с тем они являются состояниями, отличающимися друг

от друга по своей конкретно-психологической природе, В первом случае имеет место актуализация сформированных в предшествующих опытах психических явлений; во втором - психологическое образование возникает под влиянием задачи, требований ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: